И все у них ладилось...
квартира общей площадью 78 м2 Константин Свеженцев, Александр Галкин, Ольга Ивлева
в галерею
И. Бродский
Консультация состоялась. Проходила она "в теплой дружеской обстановке". Глава семьи и архитекторы быстро нашли общий язык и скоро дискуссия о розетках, светильниках и прочих мелочах переросла в разговор "по-крупному".
Архитекторы предложили сделать проект всей квартиры. И хозяин, подумав, согласился.
Тогда речь пошла о пожеланиях к будущему жилью. Их оказалось немного, и они были по делу.
Поскольку семья состоит из отъявленных туристов, возникла надобность в обширном "трюме", где могли бы храниться бесчисленные палатки, байдарки, катамараны, горные лыжи, кошки и прочее туристическое снаряжение.
Так как муж и жена принадлежат к породе "неразлучников", которым всегда интересно друг с другом, новая квартира не должна была состоять из наглухо изолированных помещений. Архитекторы это интерпретировали как необходимость организации перетекающих пространств, когда одна комната словно бы общается с другой.
Хозяйка высказала еще и такое специфическое пожелание, чтобы, находясь на кухне, она могла присматривать за неугомонным двухлетним сыном, играющим в гостиной. Архитекторы учли и это.
Далее.
Относительно стилистики интерьера заказчик высказался туманно: "Мне нравится японский стиль". "А что это в Вашем понимании?" - поинтересовались архитекторы. "Чистые пространства и катающиеся перегородки", - последовал ответ. К данному требованию архитекторы отнеслись с профессиональной осторожностью - все-таки мы не японцы, чтобы жить в подобных аскетичных пространствах.
Пожелание заказчика было аккуратно переформулировано: в интерьере, при всем его удобстве для людей с европейским менталитетом, нужно было создать "японское" настроение.
Дом и перепланировка
Прежде чем приступить к описанию интерьера, созданного с учетом пожеланий заказчиков, имеет смысл перечислить все параметры "рамки", в которую этот интерьер предстояло "вписать". Итак... Дом - пятиэтажный, кирпичный, сталинских времен. Этаж - пятый, последний. Высота потолков - 3 метра. Несущих стен - три (две наружные и одна внутренняя).
Квартира трехкомнатная, выходит окнами на обе стороны дома, система - коридорная. А теперь посмотрим на все это "с высоты читательского полета".
То обстоятельство, что дом кирпичный, дало возможность снести все перегородки и полностью перекроить внутреннее пространство.
Обратите внимание на план до и после реконструкции - контраст разительный. Первое, что бросается в глаза, - это перенос кухни в противоположный конец квартиры. Функционально новая кухня объединена со столовой и сообщается с прихожей.
Это удобно, поскольку емкости с едой проделывают минимальный путь, сразу попадая в пункт назначения.
Гостиная увеличилась за счет коридора и приобрела неправильные очертания. Добавилось окно. Появились ниши для вазонов с цветами, дивана и телевизора. Прихожая стала квадратной, и, надо сказать, это выглядит гораздо логичней, нежели прежний узенький коридорчик. Раньше прихожая напоминала прямую кишку. Сейчас же это помещение, приятное во всех отношениях.
Раздельный санузел стал просторнее. Ибо ванная с согласия хозяев переехала за несущую стену, слегка потеснив дальнюю комнату, где сейчас проживает двухлетний "вождь краснокожих". Туалет же занял место ванной комнаты, освободив пространство для встроенного шкафа в спальне.
Интересный планировочный штрих: детская, "подпираемая" с одной стороны ванной комнатой, "сместилась" в сторону широкого подоконника, который превращен в стол.
Подобная история произошла и в спальне: здесь рабочий стол хозяина тоже составляет единое целое с подоконником. Экономия места - раз, функционально - два, логично - три.
На что еще обращаешь внимание при взгляде на квартиру сверху - так это на выгородки под вместительные шкафы-купе в прихожей, спальне и детской.
Теперь как бы повернем квартиру. Взглянем на нее сбоку.
Если помните, высота потолков - 3 метра. Кухню перенесли. И поэтому, чтобы безболезненно подвести к ней воду и канализацию от стояков, гостиную, часть спальни и коридор приподняли подиумом. Его высота - 30 см, то есть две ступеньки. Кроме труб, подиум также прячет и длинномерные части катамарана. Они закладываются со стороны прихожей через шкаф, где внизу проделан люк. Это - первый "трюм" дома.
В спальне подиум позволил утопить кровать, которая в таком виде очень напоминает татами. Именно кровать привносит в интерьер нотку "японского" настроения.
Вдобавок прием, примененный архитекторами, позволил сэкономить деньги заказчиков. Ибо их кровать состоит всего лишь из матраса и сетки за вычетом конструкции.
"Утоплена" и ванна. К ней с подиума надо спуститься на одну ступеньку. Он же осуществляет и функцию дополнительного зонирования, отделяя буферную зону прихожей и служебную зону кухни от представительской гостиной.
Обратим теперь внимание на "верхний горизонт" квартиры.
Вторым и наиболее мощным "трюмом" дома является огромная "парящая" плита, накрывающая прихожую и дерзким углом вторгающаяся в гостиную. Именно на этой плите, в глубине, устроена крупнокалиберная антресоль. При этом заниженный потолок делает прихожую более пропорциональной и логичной для человеческого восприятия.
Интерьер
Его главные характеристики - обилие света и воздуха. "Просторность" новой планировки подкрепляется, в первую очередь, зеркальными дверями шкафов-купе.
Отражающие плоскости продляют в свою иллюзорную глубину прихожую, спальню и ванную комнату.
Ощущение простора поддерживается и цветовой гаммой. Это и сильно разбеленные голубые и розовые тона фрагментов стены, и белый в легкую желтизну фон стен и потолка, и светло-коричневые оттенки паркетного пола и дверей. Колористические акценты интерьера - синий диван, кровать, коллажи на стенах, букеты.
Исключением из этого правила является ванная комната. Ей досталась тонизирующая желто-шашечная тема. Что касается освещения квартиры, то в нем главную партию играет солнце. До 12 часов дня оно заглядывает в окна детской, а после наполняет собой основную часть квартиры. Свет свободно "гуляет" между гостиной и кухней-столовой, легко преодолевая прозрачные перегородки-седзи (две из них, отделяющие кухню от гостиной и прихожей, перемещаются). Дополнительная подсветка так называемой кухонной коробки, где размещаются полочки и раковина для мытья посуды, осуществляется из узкого бокового окошка.
Кстати, об искусственном освещении. Оно построено на локальных источниках света - настольных лампах и точечных светильниках, вмонтированных в карнизы, идущие по периметру комнат. Причем архитекторами предусмотрено четкое световое зонирование: одна линия светильников выхватывает из темноты шторы, другая - нишу с телевизором и т. д. И теперь, освещая разные участки интерьера, можно значительно изменять визуальное восприятие пространства.
А плита "воспарила" следующим образом. Помимо светильников на видимой стороне, она снабжена тремя лампами на "изнанке". Последние подсвечивают потолок. И получилось, что плита как бы зависла между двумя световыми потоками - восходящим и нисходящим.
Ощущение свободного перетекания пространства рождается еще и за счет сквозного прохождения отдельных цветовых тем из помещения в помещение. Голубой цвет из гостиной уходит на кухню, а розовый - в прихожую. Кстати, так же свободно в интерьер через окна проникает и пейзаж - пышные кроны кленов, растущих у дома.
Те