Игра в ар деко
московская квартира общей площадью 187 м2 Елена Волгина
в галерею
Представьте, что вы хозяин трехкомнатной квартиры в совминовском доме, недавно прикупили соседскую "двушку" и решили радикально изменить привычный облик как своей, так и новоприобретенной квартиры. Проблема не из простых - в советские времена такие квартиры считались элитным жильем, сейчас же их недостатки очевидны: низкие потолки (всего 2,70 м) и массивные капитальные стены толщиной 70 сантиметров, крайне затрудняющие перепланировку. То есть, по сути, речь могла идти не столько о глобальной переделке пространства, сколько о "смене декораций", и хозяин квартиры дал архитектору Елене Волгиной задание, чтобы изменения не нарушили привычного уклада жизни, чтобы новые вещи стояли на тех же местах, что и давно знакомые, любимые вещи.
Еще одним условием перепланировки было, чтобы парадные зоны не пересекались с зонами хозяйственными. Размеры присоединенного пространства позволяли сделать большую столовую с выходом на кухню, но хозяева решили оставить кухню на прежнем месте, а в присоединенной квартире сделать просторную столовую. От гостевого санузла в прихожей владельцы отказались - за счет этого удалось значительно расширить холл, который превратился в нечто вроде картинной галереи.
Картины упомянуты не случайно. Хозяйка квартиры - владелица художественной галереи в ЦДХ. В ее домашней коллекции есть, например, работы театральных художников, таких как Владимир Серебровский и Юрий Устинов. В этой квартире также отчетливо ощущается присутствие Востока - долгое время ее владельцы жили в Индии и привезли оттуда многочисленные курильницы, фигуры из красного дерева и необычные безделушки. Пожалуй, именно ар деко с его эклектикой и акцентом на отдельные стильные вещи и вещицы (ведь интерьеры в стиле ар деко часто сравнивают с павильоном коллекционера) мог придать цельность пестрому художественному беспорядку.
Мастерство архитектора, создающего интерьер в этом стиле, проявляется не в том, чтобы расставить в гармоничной последовательности разнообразные предметы, а в умении создать атмосферу роскошной неброскости, которая не отвлекает от любования этими самыми предметами. Так, полы сделаны из традиционного для ар деко материала - экзотического пальмового дерева ироко. Если присмотреться к паркету, вы увидите, что в ясные, солнечные дни на оранжевой поверхности ироко играют яркие желтые искорки, обратите внимание на то, что в течение дня солнечные оттенки переходят в насыщенные коричневые и что эта причудливая игра цветов повторяет фактуру эбенового дерева, которым отделана консоль OAK Design в "мужской" гостиной и боковые панели консоли RUDE BRAVO в спальне хозяйки. Стены выкрашены в нейтральный тон слоновой кости, а двери "не обведены" темными контурами наличников. За счет этого потолки кажутся выше: "роскошная неброскость" стала не только художественным, но и функциональным приемом.
В стиле ар деко сделаны обе парадные гостиные ("мужская" на северной стороне дома и "женская", обращенная к солнечной южной), однако они совсем разные. "Мужская" более сдержанная, здесь меньше ярких красок и контрастов - это не парижский ар деко, появившийся на волне неоклассицизма, а скорее геометрический ар деко американца Фрэнка Ллойда Райта и австрийца Йозефа Хофмана. "Женская" гостиная тяготеет к Востоку: в окружении шелка и парчи принимает гостей "Шемаханская царица".
Словом, эклектика по мотивам ар деко стала способом примирить мужское и женское, Восток и Запад, прозу хрущевского многоквартирного дома и поэзию великой эпохи "роскошного стиля".
"Создавая интерьер этой квартиры, я не стремилась передать ощущение роскоши или, напротив, сделать что-то чисто утилитарное. Есть интерьеры, в которых удобно сидеть, спать, быть, а есть такие, которые вызывают эмоции. И мне хотелось создать именно этот эмоциональный эффект".