Иконы дизайна: 5 предметов мебели, придуманных голландцами
Эти предметы демонстрируют, как голландские дизайнеры на протяжении столетия формировали вектор мирового дизайна.

Дизайнеры из Нидерландов подарили миру предметы, которые вошли в коллекции музеев и продолжают влиять на интерьерные тенденции и сегодня. Их работа опирается на честность материалов, интеллектуальную игру с формой и стремление к эргономике. В подборке — пять иконических предметов, отражающих разные этапы развития голландского дизайна: от культового красно-синего кресла Ритвельда до экспериментального дивана Polder Хеллы Йонгериус.
1. Кресло Knotted
Дизайн: Марсель Вандерс. Производитель: Cappellini
Кресло Knotted дизайна Марселя Вандерса. Фото: cappellini.com. Кресло Knotted дизайна Марселя Вандерса. Фото: cappellini.com.
Кресло Knotted, представленное Марселем Вандерсом в 1996 году, стало революционным экспериментом в области мебельного дизайна и технологий производства. Голландский дизайнер создал уникальную конструкцию из макраме-веревки, пропитанной эпоксидной смолой, которая после затвердевания образует прочную самонесущую структуру. Этот инновационный подход позволил получить кресло, сочетающее в себе легкость, прозрачность и неожиданную прочность. Органичные формы изделия напоминают традиционные техники плетения, но благодаря современным материалам приобретают совершенно новые функциональные и эстетические качества.
Кресло Knotted дизайна Марселя Вандерса. Фото: cappellini.com.
Производство этого кресла компанией Cappellini стало знаковым событием в мире дизайна конца XX века, продемонстрировав возможности синтеза ремесленных традиций и высоких технологий. Вандерсу удалось создать объект, который балансирует между искусством и функциональностью, между хрупкостью и надежностью. Кресло Knotted олицетворяет философию голландской школы дизайна того периода — поиск новых материальных решений и переосмысление привычных форм.
Кресло Knotted дизайна Марселя Вандерса. Фото: cappellini.com. Кресло Knotted дизайна Марселя Вандерса. Фото: cappellini.com.
2. Диван-кровать BR02
Дизайн: Мартин Виссер. Производитель: 't Spectrum
Диван-кровать BR02 дизайна Мартина Виссера. Фото: spectrumdesign.nl. Диван-кровать BR02 дизайна Мартина Виссера. Фото: spectrumdesign.nl.
Диван-кровать BR02, разработанный Мартином Виссером в 1960 году, олицетворяет принципы функционального модернизма и рационального подхода к организации жилого пространства. Этот предмет мебели стал ответом на потребности общества в компактных и многофункциональных решениях для небольших городских квартир. Виссер, работавший в духе голландского минимализма, создал элегантную конструкцию, где каждая деталь подчинена логике использования и эстетике простоты.
Разработанная Виссером система трансформации позволяет легко преобразовывать диван в полноценное спальное место, не жертвуя при этом комфортом или эстетическими качествами. Этот проект демонстрирует мастерство дизайнера в области эргономики и понимание современного образа жизни, где мебель должна адаптироваться к меняющимся потребностям пользователя.
Диван-кровать BR02 дизайна Мартина Виссера. Фото: spectrumdesign.nl. Диван-кровать BR02 дизайна Мартина Виссера. Фото: spectrumdesign.nl.
3. Светильник Lotek
Дизайн: Бенно Премсела. Производитель: Hollands Licht
Светильник Lotek Lamp дизайна Бенно Премсела. Фото: hollandslicht.eu. Светильник Lotek Lamp дизайна Бенно Премсела. Фото: hollandslicht.eu.
Светильник Lotek, созданный Бенно Премселой в 1982 году, — яркий пример голландского концептуального дизайна, где функциональность сочетается с ироничным переосмыслением обыденных предметов. Премсела, один из ведущих теоретиков и практиков нидерландской школы дизайна, создал светильник, который намеренно противопоставляет себя элитарным дизайнерским объектам своего времени. Название Lotek (игра слов от low-tech) отражает философию автора: использование простых, доступных материалов и незамысловатых технических решений для создания эстетически выразительного и функционального объекта.
Этот светильник стал важной вехой в развитии альтернативного дизайна 1980-х годов, когда многие дизайнеры начали ставить под вопрос традиционные представления о красоте и статусности предметов. Производство Lotek компанией Hollands Licht способствовало утверждению новой эстетики, основанной на честности материалов и открытости конструктивных решений.
Светильник Lotek дизайна Бенно Премсела. Фото: hollandslicht.eu. Светильник Lotek дизайна Бенно Премсела. Фото: hollandslicht.eu.
4. Кресло Red and Blue
Дизайн: Геррит Ритвельд. Производитель: Rietveld Originals
Кресло Red and Blue дизайна Геррит Ритвельда. Фото: rietveldoriginals.com. Кресло Red and Blue дизайна Геррит Ритвельда. Фото: rietveldoriginals.com.
Красно-синее кресло Геррита Ритвельда стало настоящим манифестом движения «Де Стейл» и одним из самых узнаваемых предметов дизайна XX века. Созданное в 1918 году, это кресло воплощает в себе философию радикального упрощения формы до геометрических первоэлементов. Ритвельд использовал только прямые линии и плоскости, создав конструкцию из деревянных планок, которые пересекаются под прямыми углами, не образуя традиционных соединений. Первоначально кресло было выполнено в натуральном цвете дерева, но в 1923 году дизайнер добавил характерную цветовую схему: красную спинку и сиденье, синие подлокотники и желтые торцы планок на черном каркасе.
Дизайн кресла демонстрирует принципы неопластицизма, разработанные Питом Мондрианом и Тео ван Дусбургом. Кресло не просто функциональный предмет, а скульптурное высказывание о новом понимании пространства и формы в индустриальную эпоху. Его конструкция предвосхитила многие идеи модернистского дизайна, включая принципы разборности и технологичности производства.
Кресло Red and Blue дизайна Геррит Ритвельда. Фото: rietveldoriginals.com. Кресло Red and Blue дизайна Геррит Ритвельда. Фото: rietveldoriginals.com.
5. Диван Polder
Дизайн: Хелла Йонгериус. Производитель: Vitra
Диван Polder дизайна Хеллы Йонгериус. Фото: vitra.com. Диван Polder дизайна Хеллы Йонгериус. Фото: vitra.com.
Революционное видение Хеллы Йонгериус воплотилось в диване Polder, который кардинально пересматривает каноны мебельного дизайна начала XXI века. Представленный в 2005 году, этот проект бросает вызов индустриальной логике унификации, предлагая вместо неё эстетику контролируемого хаоса и осознанного несовершенства. Йонгериус собрала диван как коллаж из разномастных подушек, каждая из которых обладает собственным характером — от плотных геометричных форм до мягких органических объёмов.
Партнерство с Vitra превратило смелый эксперимент голландского дизайнера в коммерчески успешный продукт. Йонгериус создала предмет, который существует на пересечении ремесла и индустрии, сохраняя индивидуальность каждого элемента в рамках серийного производства. Этот диван открыл путь для целого поколения дизайнеров, стремящихся внести эмоциональную глубину и культурные смыслы в массовую продукцию.
Диван Polder дизайна Хеллы Йонгериус. Фото: vitra.com. Диван Polder дизайна Хеллы Йонгериус. Фото: vitra.com.

Кресло Knotted дизайна Марселя Вандерса.
Фото: cappellini.com.