Индустриальное ретро
интерьер офиса (298 м2) Алексей Розенберг, Эдуард Забуга
Перейти
в галерею
в галерею
Город на этаже
В офис ведет наружная лестница -железная, кованая, вроде пожарной. Правда, отгороженная от внешнего мира стеклянными стенами - чтобы, значит, не дуло. Поднимаешься, открываешь дверь. В предбаннике - массивная деревянная скамейка. Напротив - охранник, перед которым вместо стойки торчит окончание здоровенного рельса, торчащего прямо из кладки.
Ремонт у них, что ли? Некрашенные, заляпанные цементом стены. Оконные рамы в пятнах и потеках. Длинный коридор, где по левую руку - окна, по правую - такие же, как на улице, железные лестницы. И только один звук нарушает общее впечатление: изысканная трель суперсовременного телефона. Не ремонт у них. Ох, не ремонт! Наверное, поселились в старом, дореволюционном помещении, а денег на отделку не хватило...
"Вам какой отдел? Третий? Пожалуйста, третья лестница." Отправляешься, куда велит секретарь, сидящий за одной из кирпичных стенок, как в кармане. Под ногами - плитка, кирпичного же цвета. Черная труба торчит из пола. Оказывается, это светильник. А вон и второй, и третий...
Отдел отгорожен от двух других низкими кирпичными перегородками. Поверх стенки можно заглянуть и в соседний отдел, и выглянуть в коридор, откуда только что поднялся.
Мебель - вот что действительно производит впечатление. Легкие, неправильной формы столы с золотистыми столешницами позволяют моментально менять обстановку: захотел отодвинулся от всех, захотел - воссоединился. Стена, обращенная к коридору, устроена, оказывается, как прилавок; выдвижные тумбочки, коробки, личные вещи служащих - все разместилось в ней. Вдруг откуда-то возник компьютер - а ведь его только что не было.
На заднем плане очередного секретарского "кармана" неожиданно возникает... газон! Словно оказываешься на городской улице - улице, вывернутой наизнанку. Офис-город. Здесь есть шумные проспекты и тихие переулки, тупички, закоулки и даже зеленые насаждения. Постепенно начинаешь ориентироваться в нем, постигать его рациональность и самодостаточность.
"Рояль в кустах"
"Евростандарт со знаком минус" - так определил архитектор Эдуард Забуга основной принцип своей работы. Например: офисное помещение непременно начиняется новейшей электроникой. Но если "евростандарт" электронику подчеркивает, возводит в культ, то в данном случае с ней общаются запросто, как с необходимым для работы инструментарием. Оргтехника не определяет стиль, идею, архитектуру помещения, а сама подчиняется им. Скрыты от глаз кондиционеры и компьютеры. Техническое оснащение убрано с первого плана: вместо множества электро-, радио- и телефонных розеток сделано несколько небольших люков в полу, за которыми и спрятаны все коммуникации. Даже под зеленой лужайкой прячется кладовка-погреб.
Дуэт Алексей Розенберг - Эдуард Забуга работает с натуральными материалами, стремясь использовать их потенциал и подчеркнуть качество (только что трава на лужайке искусственная). "Кирпич должен быть кирпичным, стекло - стеклянным, - сказали мне. - Обратите внимание, как смотрится натуральная кирпичная кладка. Тяжелый бетон. Чугунная колонна." Оказалось, архитекторы считают для себя высшей похвалой, если случайный посетитель принимает сделанное ими за натуральную старину. Но скольких эта "старина" стоит усилий! Оконные рамы, например, красились в три слоя, и каждый слой шкурили, чтобы получился неровный цвет, "затеки". Зато держаться такая краска будет долго.
Дабы создать впечатление подлинности, требуется как собственно подлинное: стены и конструкции начала века, бетон, дерево, кирпич, металл, - так и высококачественная современная продукция лучших фирм-производителей отделочных материалов, мебели, оборудования. Рабочие столы неправильной формы изготовлены на заказ престижной финской фирмой. "В Москве еще нет такой мебели," - сообщили мне. Напольная плитка в коридоре и на подиуме - английская. И так далее.
Да будет свет!
...Темно. Зажжены лишь три дежурных светильника - те самые старые трубы, торчащие из пола. Трубы не просто "торчат" - они нужны для того, чтобы "рисовать световые круги и держать лестницы", как выразился один из архитекторов. Кажущиеся недоделки на самом деле - части единого архитектурного замысла.
Освещение всегда играет немалую роль в формировании облика интерьера. Здесь же манипулирование светом дает властелину этого офиса-города возможность управлять умами, вниманием, ландшафтом, временем суток, погодой... Невольно закрадывается мысль: а так ли уж плохо, что это возможно только на "отдельно взятом этаже"...
Европа - плюс!
Несмотря на заявленный отказ от евростандарта, первыми признали достоинства этого офиса англичане. На Западе подобная стилистика развивается многими - тщательно, углубленно; впрочем, говорить здесь о едином стиле, пожалуй, рискованно.
Покидая офис, приходишь к нескольким вполне прозрачным выводам. Во-первых, слава Богу, что и под нашим (а не только под лондонским или парижским) небом стали рождаться - в жизни, а не на бумаге - новые, нестандартные архитектурные объекты.
Во-вторых, становится очевидно, что такой офис не для каждой организации. Поселите здесь банк - вряд ли его клиенты будут чувствовать себя уютно! Где важно подчеркнуть стабильность, традиционность - и форма желательна привычная. А вот представительство политической партии или творческого союза может быть и таким, и другим, и третьим. И двадцать третьим.
И, наконец, в-третьих. Для опрятной Бельгии или Дании такой офис - экзотика, произведение искусства. При цивилизованном, отстраненном подходе это - архитектурная стилистика, которой можно наслаждаться. Надо и нам научиться видеть в этом эстетическую ценность, а не передергивать зябко плечами при воспоминании о родимой недостройке и собственном коммунальном быте.