Интерьер в стиле ар-деко: квартира для коллекции хрусталя

Квартира на берегу Москвы–реки была задумана как некая цитадель, хранилище семейной коллекции, основу которой составляет хрусталь известных мануфактур. Чтобы удачно вписать его в пространство, в качестве интерьерного направления был выбран стиль ар–деко.

Дата публикации 23.11.2017

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Ольга Ильинская

Автор проекта: Вадим Вяльцев
Ольга Борзина
Наталья Кандаурова

Журнал: №11 (232) 2017

Архитектурное произведение можно рассматривать как авторский монолог или же как диалог с заказчиком. В данном случае это скорее второй вариант: авторы проекта ориентировались прежде всего на запросы клиента. Индивидуальный стиль, по словам одного из них — Вадима Вяльцева, не принадлежит одному лишь мастеру, он складывается в результате живого взаимодействия с заказчиком. Дизай­неры исходили из пожелания заказчика создать такое художественное решение, которое отразило бы вкусы, привычки, сам образ жизни семьи.

Гостиная зона расположена в эркере. Пространство, напоминающее по планировке раковину наутилуса (один из символов золотого сечения), является своеобразным смысловым центром квартиры, так как именно здесь торжество света достигает наивысшей точки.

Стиль интерьера сложно идентифицировать. Здесь явно угадывается ар–деко, однако это нечто большее, чем просто эклектика с элементами стилизации. «Интересно, что термин «ар–деко» вообще не звучал, — продолжает Вадим. — С самого начала перед нами стояла задача вписать в будущий интерьер предметы уже имевшейся коллекции, в основном её составляют изделия из хрусталя таких именитых мануфактур, как LALIQUE, BACCARAT, DAUM, ST. LOUIS и других, расцвет производства которых пришёлся на эпоху ар–деко. Так возникло стилистическое направление, в котором и состоялся интерьер».

Жизнь света в пространстве стала главной темой проекта. Коллекция хрустальных предметов, собранная хозяином квартиры, не просто получила достойное «обрамление», а как бы растворилась в нём. Игра прямого и отражённого света, поддержанная стеклянными элементами декора, делает пространство максимально проницаемым, создаёт особый ритм, особое настроение.

«Главную роль в интерьере играет не цвет — он здесь практи­чески отсутствует, — а свет. Цветовые акценты собрались на полотнах американской и европейской живописи из коллекции хозяев, что же касается отделки самой квартиры, то здесь на первый план выходит фактура. Потолок в столовой покрыт перламутровым лаком с очень тонкой росписью, орнамент которой лишь мерцает, но не считывается полностью».

Интерьер выдержан в почти монохромной гамме. Цвет сосредоточился в основном на живописных полотнах, которые сыграли роль ярких эмоциональных акцентов. Эффект подачи такого «высококонцентрированного» цвета в малых дозах рассчитан на то, чтобы создать некий баланс в восприятии чисто светового пространства.

«Стены спальни декорированы панелями, затянутыми матовой тканью. Полы в гостиной и столовой — цельная доска из древесины ореха. Мы сыграли на контрастах: эффект многократного преломления света в стеклянных поверхностях смягчается за счёт использования мягких матовых тканей, дерева, благодаря чему удаётся достичь особой прозрачности пространства, ощущения спокойствия».

Здесь, в зоне отдыха, экспрессивность игры света смягчается. Стекло отходит на второй план, уступая место тканям, весьма разнообразным по фактуре, но близким по тону и по плотности. Тяжёлые шторы, покрывало, диванная обивка, стены, обтянутые тканью, — приглушены и свет, и цвет, и даже звук.

Вадим Пяльцев отмечает: «Творить без оглядки могут только «чистые» художники, тогда как наше дело — эффектный компромисс. Большое количество идей рождается именно в процессе общения. Очень важен момент знакомства с заказчиком, затем обсуждение предпочтений, в том числе и в искусстве. Мне нравится работать с интересными людьми, у которых есть свой собственный, нетривиальный подход к интерьеру. Здесь речь скорее о самостоятельности каждого отдельного проекта, а не о фирменном стиле».