Из интерьера 2000-х — в стильное эклектичное пространство: квартира на Покровке для бизнесмена
Покровка — одна из самых «знаковых» улиц столицы, и именно здесь расположено здание XIX века, в котором находится квартира. Основной целью Елены Першиной из архитектурной мастерской RealDesign стала трансформация безликого ремонта в стильное, принципиально новое пространство со своим характером и лицом.
в галерею
Площадь: 101 кв. м
Квартира расположена в доме 19 века, в самом центре Москвы, на улице Покровка. Владелец — холостой мужчина, бизнесмен и сибарит — задумал освежить апартаменты и превратить их в удобное и современное пространство для себя и своего взрослого сына (для него планировалась гостевая комната). За переделку взялась архитектор Елена Першина, которая полностью трансформировала интерьер: и функционал, и дизайн, и отделку.
«Квартира уже пережила ремонт в конце 90-х годов, и, несмотря на некоторые пережитки, имела вполне прогрессивные черты, — вспоминает Елена. — Например, были объединены кухня и гостиная. Имелись удобная ванная комната и спальня. Но пространство гостиной было слишком открытым, а кухня своей обыденностью и «постперестроечным» дизайном портила атмосферу. Перед спальней и ванной и гостевой комнатой был неудобный темный коридорчик, не было гостевого санузла — неизменного атрибута любого современного интерьера».
Пространство зонировали таким образом, чтобы каждое помещение получило индивидуальное звучание. Гостиная, совмещенная с кухней-столовой и прихожей, стала главной стилистической доминантой апартаментов. За невысокой перегородкой, отделанной черным мрамором, скрывается небольшая зона прихожей. Такое решение позволило создать общее пространство, объемное и светлое. «По форме потолка оно считывается как единое, а фактически четко разделено на функциональные зоны», — замечает Елена.
Хозяйский блок также не стали разбивать на отдельные маленькие помещения ванной, спальни и гардеробной — их объединили, отделив зону душевой кабины и унитаза от кровати небольшой, не доходящей до потолка, перегородкой, а отдельно стоящую ванну приподняли на подиум, теперь она выглядит как самостоятельный арт-объект.
Хозяин попросил сохранить старую кирпичную кладку стен и внести в оформление считываемый и притом затейливый классический мотив. И Елена подумала — «а почему бы и нет, это интересная игра». В результате реконструкции были выполнены работы по очистке и консервации стен. Так, дореволюционная старинная кирпичная кладка стала выглядеть брутально и одновременно мягко за счет теплого оранжевого цвета и волнистых рукотворных линий расшивки кирпича.
Высокие потолки и аутентичную кирпичную кладку естественным образом подчеркнула сложная барочная лепнина с модульными вставками картушей, крупным фризом и потолочными розетками, пышно декорированными лепным орнаментом. Высокие двери с фрамугой, отделка оконных откосов до потолочного фриза визуально поднимают потолок, придают всему интерьеру парадность и торжественность.
Темный дубовый пол из квадратных модулей-щитов с мощным крестообразным рисунком довершает сходство парадной части квартиры с классической дореволюционной гостиной. Неожиданное и немного ироничное решение — использование в отделке стен фотообоев с крупными фрагментами портретов голландского художника начала XIV века Яна ван Эйка. Выполненные в темных, насыщенных тонах красного и теплого охристого цветов, они поддерживают общее колористическое решение интерьера. Также в отделке стен применен мрамор, его выразительная графика и текстура эффектно контрастируют с кирпичными поверхностями.
Концепция проекта — архитектура позитивного парадокса, эклектика, впитавшая в себя характерные черты разных стилей. «Самые интересные и неожиданные решения в жанре интерьерного искусства рождаются именно на стыке стилей, — размышляет Елена. — Практически невозможно охарактеризовать стиль этой квартиры одним четким определением. Здесь просматриваются базовый фон в виде кирпичных стен и пышное лепное убранство в духе барокко. Такое сочетание, как правило, характерно для архитектурного решения фасадов старых зданий в городах Северной Европы. Мы сыграли на контрасте и применили наряду с ними современные планировочные решения, получив в итоге интересное и многогранное пространство. Здесь есть чувство торжественности, парадного «салона» и, вместе с тем, ощущение домашнего пристанища».
Присутствие в интерьере колоритной и аутентичной кирпичной кладки обязывает — с ней нужно считаться и максимально аккуратно подбирать все остальные материалы и цветовые сочетания. «Соотношения цветов здесь скорее графичны, нежели имеют колористическое разнообразие», — поясняет решение автор проекта. Главный принцип, по которому построен интерьер — это сочетание цветов и текстур, естественных по своей сути. Темно-серые шторы, серый и белый мрамор, белые столярные изделия, темный и плотный по тону щитовой паркет из дуба, декоративная штукатурка, напоминающая мокрый бетон, и обои, поддерживающие этот четкий и сдержанный цветовой сценарий».
Покровка — довольно затененная улица, а переулки, примыкающие к ней, и дворы исторических домов — тем более. Поэтому, учитывая выразительное декорирование оконных проемов классическими архитектурными элементами, Елена приняла решение не применять портьеры. «На окнах присутствуют аккуратные, почти незаметные рулонные шторы, но более ничего. Это взвешенное и осознанное решение призвано поддержать классицистическую структуру помещений и сохранить максимальную освещенность дневным светом», — объясняет приём архитектор.
Для равномерного освещения применены трековые системы света от «Центрсвет». А для выделения отдельных зон использованы крупные светильники-подвесы. «Смелое и вместе с тем ироничное сочетание — классические потолочные розетки и металлические культовые светильники Mooi (в спальне) и Quasar (в гостиной). Весь интерьер, по сути, носит провокационный характер. Современные светильники побуждают обратить внимание именно на роскошный декор потолка», — заключает рассказ Елена.