К родным пенатам возвратясь

Дом Ильи Сергеевича Глазунова

Дата публикации: 01.12.2001

Фото: Евгений Лучин

Текст: Надежда Савинская

Журнал: N7 (41) 2000

В спорах о том, какой стиль наиболее органично врос в русское сознание, как правило побеждают те, кто делает ставку на классицизм. Он сменил петровское барокко и гармонично вписался в среднерусский ландшафт. От дворца до купеческого дома с мансардой - все это с одной стороны было простым и рациональным по планировке. С другой - включало в себя торжественные аллегорические элементы декора Московский классицизм середины XIX века аскетичен и точен в деталях. И одновременно пронзительно романтичен как на картинах Бенуа. Элементы ордерной системы, лепнина и статуи на пьедесталах - ассоциативный ряд, создающий устойчивый образ богатства и стабильности, не давал покоя многим поколениям архитекторов и художников. Видимо, поэтому классицизм сейчас переживает очередное возрождение.
Скромный бело-желтый дом, стиснутый тоскливой советской архитектурой, упрямо отодвигающий себя от шумного Нового Арбата. Совсем рядом благополучно существует усадьба князей Юсуповых и так называемый "Дом Ростовых". Именно им родственно это нарядное строение. Трудно поверить, что это новодел - настолько дотошно он воспроизводит образ московского городского дома. Скромные пилястры, львиные маски на замковых камнях окон первого этажа, кованые решетки и козырек над дверью, приглашающие фигуры львов у парадного входа.
За главным фронтоном вырисовывается купол ротонды. От всего этого веет уютом и спокойствием. Тем более, что это дом Ильи Сергеевича Глазунова, одно имя которого говорит само за себя и не нуждается в дополнительных эпитетах.

Трудно найти большего ревнителя традиций русского искусства и архитектуры. Родившийся и выросший в Санкт-Петербурге, Глазунов воспринимал окружающую архитектурную среду как естественную и единственно возможную для русской души. Так и возник этот дом - в мечтах, в проекте, а потом и в реальности. Но внешний облик - еще не все. То, что внутри потрясает сильнее. Здесь очень уютно, несмотря на "музейность" предметов и полотен на стенах.
Анфилада помещений располагает к променаду с заложенными за спину руками и к вдумчивому рассматриванию картин, декоративных блюд, медальонов и барельефов. Нигде, конечно, нет бархатных шнуров и табличек, призывающих к осторожности. Но все же абсолютно невозможно потревожить это великолепие случайным неловким движением.

Барокко, ампир, классицизм, модерн плавно перетекают друг в друга, не создавая ощущения перегруженности. Традиционно русская пестрота, обилие позолоты придают комнатам торжественность и помпезность. Глазунов не боится вторжения контрастов. Изумрудно-зеленые шторы и красная обивка ампирных кресел, лазурные стены и сияющие рамы. Но потемневшие бесценные холсты не "теряются", а напротив, впитывая в себя дух изысканной стилизации, обретают новые оттенки.
Концентрация впечатлений достигает предела и неожиданно, словно глоток воздуха, возникает двусветный круглый зал-мансарда. Спокойные стены цвета летней травы, скромное убранство, мебель в стиле петровского барокко, лики святых на стенах уводят дальше в прошлое. Глазунов создал здесь особую атмосферу созерцательности, сведя изобразительные ухищрения к минимуму. И нет ничего кощунственного в присутствии в жилом интерьере совершенно не светских элементов.

Здесь можно поставить точку, не вторгаясь в приватную зону и мастерскую, где рождаются картины Ильи Сергеевича, которые затем перекочевывают на выставки. Некоторые из них возвращаются, становясь экспонатами этого удивительно уютного домашнего музея.
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

Сердце гостиной: как оформить потрясающую ТВ-зону дома

Телевизор сегодня — полноценный элемент интерьера, важная часть повседневной жизни и досуга. Рассказываем, как грамотно оформить ТВ-зону, чтобы она получилась стильной и удобной.

#Интерьер

Непредсказуемость как стиль и вызов как метод: 5 знаковых проектов Рема Колхаса

Показываем работы Рема Колхаса — архитектора, который создал новый язык современной застройки и заставил мир переосмыслить отношения между зданием и городом.

#Люди

Японские мотивы в европейский интерьер: кресло Ronin

Модель Ronin от французов La Chance опирается на японскую эстетику, если её понимать в западной интерпретации.

#Новости

Икона дизайна в интерпретации Jil Sander: стул S 64

Кутюрье Джил Сандер, создательница известного fashion-бренда Jil Sander, создала авторскую версию знаменитого стула Марселя Бройера.

#Новости