Как дизайнеры оформляют потолки? Обзор мнений
Цвет, дерево, гипсовая лепнина и простые способы визуально приподнять невысокий потолок и создать в интерьере атмосферу уюта.
Стоит ли превращать потолок в поле для экспериментов или пространство над головой все еще можно оставить белым? Как всегда, доверяем только мнениям практикующих российских дизайнеров и архитекторов!
Ирина Крашенинникова: «Когда потолок неактивный, это сужает пространство»
«Правильная отделка потолка может зрительно сделать его выше, а еще — нивелировать так называемый «эффект коробки», который чаще всего возникает в небольших по площади помещениях.
Один из моих любимых приемов — сделать ставку на один цвет и для стен, и для потолка. Таким образом можно замаскировать линию перехода стены в потолок и тем самым визуально приподнять его. Не бойтесь брать в работу выразительный оттенок: чем насыщеннее цвет, тем активнее работает этот прием. На фото ниже — спальня иссиня-черного цвета. На мой взгляд, это самая гармоничная и уютная спальня из всех, что я оформила за годы практики.
Еще один способ добавить в интерьер гармонии — нарисовать на потолке контрастные канты: они привлекают внимание к потолку, выделяют его в дополнительную плоскость. Этот прием также помогает создать иллюзию высокого потолка. Когда потолок неактивный, мы его просто не замечаем, он выпадает из поля нашего внимания и это сужает пространство. На фото — гостиная с кантом сливового цвета, этот же цвет я повторила в обрамлении проема, ведущего из прихожей в гостиную.
И совет: если покрасить центральную часть потолка светлой краской с шелковистым блеском, а стены матовой краской более насыщенного цвета, это еще более усилит волшебный эффект контрастного канта».
Алексей Голуб: «Многоуровневое безумие конца девяностых-начала нулевых ушло в прошлое»
«Вопрос трендов очень субъективен — они бывают слишком скоротечны. А вот эксперименты — это другое дело! Но любой эксперимент должен соответствовать образу проектируемого объекта. Конечно, многоуровневое безумие конца девяностых-начала нулевых безвозвратно (хотя, кто его знает?) ушло в прошлое, уступив место куда более лаконичной геометрии с минимальными перепадами высот и преобладанием плоскостей большой площади. Во многом этому, кстати, способствует уже довольно долгосрочный и все еще восходящий тренд на концепцию невидимого освещения: когда искусственный свет есть и создает классную атмосферу, но сами яркие пятна источников мы не видим.
Все решения в наших проектах, вне зависимости от степени их экспериментальности, так или иначе, основаны на исторических архитектурных пропорциях и деталях. Поэтому единственное, что можно назвать любимым приемом студии АР-1 — это подсмотреть какую-то деталь или решение (не всегда даже из сферы архитектуры и интерьерного дизайна) и по-своему интерпретировать ее в проекте.
Самое, пожалуй, частое декоративное решение, которые мы применяем, — это покраска потолка в не белый цвет. Это далеко не всегда насыщенная палитра, но и белый цвет как таковой мы используем последнее время редко. Когда недостаточно просто окраски, в ход идут декоративные покрытия, как например, в проекте, который попал на обложку журнала «Частный интерьер Санкт-Петербург». В нем мы при помощи фактуры и сложного нанесения имитировали небесный цвет.
Следующий шаг — это различные формы гипсовой лепнины, которые мы придумываем сами. Гипс — очень послушный материал в умелых руках, а потому может принимать ту форму, которая наиболее подходит концепции интерьера.
А еще, конечно же, дерево… Его мы тоже часто применяем в отделке потолков. И если на одних объектах это большие гладкие шпонированные плоскости, то на других бывает и паркетная «елочка», тонированная в красный.
Сейчас мы очень увлеклись сводчатыми потолками. Благо, заказчики нам позволяют немного безумствовать. И если на одном из их объектов мы сделали свод довольно скромным и едва уловимым, то на следующем, благодаря соответствующим объемам пространства, уже оторвались по полной.
Совет, связанный с реализацией задуманного, у меня только один. Прежде чем дать какому-то решению «зеленый свет», продумайте все узлы, сделайте образцы и доверяйте работу только профессионалам!»
Кира Штефан: «Потолок — это пространство для творческих решений, возможен любой эксперимент»
«Больше всего мне нравится простой лаконичный потолок: он лучше всего подчеркивает любые световые решения. Но также в дизайне потолка я часто использую и потолочную лепнину и покраску в какой-либо цвет. Лепнина всегда дополнит и украсит потолок, это универсальное решение для интерьера во многих стилистических направлениях.
Цветной потолок также добавляет нотку шика. Такой прием, на мой взгляд, смотрится не избито и стильно. Особенно мне нравится частичная покраска, с переходом на стену — получается интересно. Этим способом можно неплохо визуально зонировать пространство, не используя дополнительных декоративных перегородок и прочих элементов, или добавить в интерьер акцента.
Я считаю, что потолок — это пространство для творческих решений, возможен любой эксперимент. Главное, чтобы было эстетично и оправдано согласно концепции и идеи интерьера.
Единственное, советую не увлекаться излишним декором: каждый элемент должен быть хорошо продуман и соответствовать общей стилистике интерьера, не перетягивать на себя внимание. Ну, и, конечно, это должно нравиться заказчику».
Елена Коршунова: «В дизайне жилых помещений желательно сохранить высоту и сделать ставку на спокойное и понятное оформление»
«В первую очередь потолок — техническое сооружение, которое несет на себе большую часть технических коммуникаций. В дизайне жилых помещений желательно сохранить высоту и сделать ставку на спокойное и понятное оформление — чтобы человек не испытывал в интерьере дискомфорт и давление.
Например, на нашем объекте «Ленинский 38» получился довольно необычный потолок и его форма. Необходимо было закрыть в стенах диффузоры вентиляции, усилить влияние света и звука в центрах помещений. Мы успешно решили все задачи.
Потолок устроен таким образом, что по сторонам он максимально занижается: так он закрывает расположенные справа диффузоры вентиляции, а слева — крепежи электрических жалюзи. А вот по центру он снижается минимально — и над головой остается максимум пространства. При этом остается достаточно места для крепления в нем стереосистемы и встроенного света.
В общественных интерьерах можно проявить нестандартное решение и применить «вау-эффект»: для гостей ресторана, гостиничного или офисного холла это будет приемлемо».
Виктория Золина: «Я практически не использую в своих проектах потолочные карнизы»
«Сегодня у меня есть несколько любимых приёмов в работе с потолками. Например, если мы делаем подвесной потолок, я не использую примыкания потолка к стенам — всегда оставляю зазор в 2 см между потолком и стеной. Это дает аккуратную тонкую линию по периметру потолка, что смотрится гораздо эстетичней. Также я всегда выкрашиваю потолок в цвет самого светлого оттенка стены в комнаты — и мы уходим от эффекта белой крышки и дополнительного большого белого пятна. Визуально помещение смотрится выше за счёт отсутствия линии перехода между стеной и потолком.
А еще я практически не использую с своих проектах потолочные карнизы, но если есть такая необходимость, то выкрашиваю их в цвет потолка: такой переход выглядит гармоничней и визуально приподнимает потолок».