Как грамотно общаться с подрядчиком на удаленке: 5 советов от профи
Спойлер: не бойтесь озвучивать свои претензии!
Удаленные проекты сегодня не редкость, однако шанс нарваться на недобросовестных исполнителей есть всегда. Как минимизировать риски и грамотно выстроить диалог с подрядчиком, узнали у профессионалов.
Ольга Погорелова: «Говорите о своих претензиях сразу, не дожидаясь провалов по срокам и качеству»
«Самое важное в начале — выбор дизайнера и подрядчика. Вас ждет сложная и ответственная работа, поэтому сэкономить не получится. Дизайнер может вести надзор, но нужно помнить, что он отвечает за эстетическую часть и не определяет качество стяжки и сборку электрощитка — это делает прораб.
Ищите организацию, которая способна выполнить весь цикл работ на стройке, чтобы избежать перекладывания ответственности в будущем. Просите показать реализованные объекты и связывайтесь с прошлыми заказчиками. Когда стройка уже идет, следите за соблюдением сроков. Частые сдвижки — плохой знак.
Что касается сметы, то в современных условиях она может немного меняться. Но если во время ремонта всплывают неучтённые работы — это признак некачественного изучения проекта вначале. Говорите о своих претензиях сразу, не дожидаясь провалов по срокам и качеству. Иногда именно это — залог качественной работы».
Елена Богдан: «Нужен четкий план-график для всех подрядчиков»
«Чтобы удаленный ремонт не стал разочарованием, кроме дизайнера-автора проекта нужен, во-первых, хороший и адекватный прораб, во-вторых, четкий план-график для всех подрядчиков, строго контролируемый и обязательно соблюдаемый всеми, кто участвует в проекте. И, в-третьих, если объект в другой стране и тяжело и затратно часто выезжать на место, — позаботьтесь о наличии камер на объекте, чтобы можно было контролировать процесс.
Прежде чем доверить работу прорабу, проверьте его. Например, можно запросить личные рекомендации от друзей, кто уже с ним работал. Обязательно посетите его объекты разной степени готовности и оцените обстановку лично. Для меня важная деталь — порядок. Если на объекте хаос, я не буду брать этого прораба, даже если отзывы о нем будут самыми положительными».
Юрий Королев: «В любой коммуникации, в том числе удаленной, нужно выстроить границы»
«В силу разных обстоятельств мы сталкиваемся с дистанционкой. В последнее время таким форматом никого не удивить даже в сложных сегментах рынка, где, казалось бы, без очного участия не обойтись. Но в любой коммуникации, в том числе удаленной, нужно выстроить границы, «на берегу» определить правила и алгоритм совместной работы.
Во-первых, осознанно и с большой ответственностью важно отнестись к выбору подрядчика. Оценить информативность сайта, проверить соответствующую документацию. Не лишним будет почитать отзывы, найти или запросить у потенциального исполнителя кейсы с описанием успешных решений. Идеально, когда подрядчика рекомендуют знакомые, которые на собственном опыте проверили его компетентность и готовы рекомендовать как ответственного исполнителя. Но это дело случая и большой удачи.
Второе, что следует учесть, — это план работы, порядок согласования всех этапов. ТЗ должно быть максимально подробным и содержательным — если не чувствуете в себе силы и талант описать все свои пожелания красиво и технически грамотно, обратитесь к специалисту. Пусть он один раз сформулирует все за вас, ориентируясь на площадь проектируемого объекта и общий бюджет, в который вы хотите уложиться, — тогда результат работы с подрядчиком будет максимально приближен к ожиданиям. Часто бывает, что заказчик «размахивается» в своих желаниях и проектирует дом, который потом из-за неподъемного бюджета не будет строить. Значит 2-3 месяца напряженной работы — вашей и архитектора — пошли насмарку».
Наталья Преображенская: «Обязательно пообщайтесь с подрядчиком в зуме»
«При обычном офлайн-общении естественным образом включается много невербальных каналов — мы легче считываем эмоции собеседника. На удаленке же у клиента может возникать ощущение «брошенности», а у дизайнера — чувство, что он работает «в пустоту». Чтобы этого не было, нужно расширять каналы информации, быть постоянно на связи; больше объяснять и готовить больше визуала.
Обязательно пообщайтесь с подрядчиком в зуме, подробно пройдитесь по всем рабочим вопросам; подпишите договор и тщательно проговорите с подрядчиком, какими будут этапы вашего сотрудничества, чтобы контролировать их по календарю.
Фиксируйте абсолютно все (с помощью электронного планера или обычной записной книжки). Основная проблема на удаленке — сроки и контроль, поэтому нужно обязательно прописывать все промежуточные работы, сохранять на облаке переделки и итерации подбора материалов».
Марина Подъячева: «Нужно уметь ставить задачу и убедиться, что подрядчик ее правильно понял»
«Для слаженной работы удаленной команды нужно выбрать канал общения, систему, где можно ставить и контролировать задачи, облачную CRM. Мы в своей студии работаем через CRM систему YouJile, с помощью которой можем организовывать работу с подрядчиком и согласовывать ее с клиентом.
Конечно, в условиях удаленной работы нужно уметь не только ставить задачу, но и убедиться, что подрядчик ее правильно понял. Для этого мы проводим видеовстречи и несколько раз проходим по поставленным задачам. Также каждый должен знать, какую работу выполняет и за что отвечает. Например: менеджер нашей студии отвечает за сроки выполнения проектирования, а потом и реализации, а комплектатор — за графики поставки и закупки; ведущий архитектор следит за тем, чтобы строители не отходили от проекта. Все это можно держать под контролем и удаленно».