Как понять, что лучше отказаться от работы с заказчиком: спросили профи
Практикующие дизайнеры делятся мнением и личным опытом о том, как они понимают, что работу лучше не начинать. Их ответы будут вам полезны!
Никто не любит отказываться от потенциальной работы. Но иногда это необходимо. Дизайнеры объясняют, в каких именно случаях лучше сказать «нет».
Дизайнер Анна Макайкина: «Первый пункт моей внутренней проверки — бюджет проекта»
«Подавляющий процент моих заказчиков приходят по рекомендации. Как правило, при первой встрече приходит понимание, подходим ли мы друг другу для дальнейшего длительного сотрудничества.
Первый пункт моей внутренней проверки — бюджет проекта. Если изначально заказчик настроен на базовую эстетику, то в 95% случаев интересного проекта не получится. Я предпочитаю в таких случаях озвучивать максимально высокий чек, обычно отказываются сами.
Второй «тревожный звоночек» явно слышится в словах: «Мы все знаем сами, нам нужно только реализовать техническую сторону». Очень много сил и времени будет уходить на согласование и объяснение необходимости некоторых решений. В таких случаях я ссылаюсь на загруженность и увеличиваю сроки. При любом отказе я стараюсь сделать так, чтобы клиент сам принял решение о прекращении работы. Любопытно, что впоследствии эти люди дают дальнейшие рекомендации.
И третий, очень значимый пункт. Это отказ от подписания договора либо внесение значительных поправок. К сожалению, у меня был очень негативный опыт. Заказчица внесла жесткие корректировки о сроках и оплате, в результате было приложено много усилий и моих финансовых вложений, чтобы проект был реализован, так как это было прописано в откорректированном договоре. Проект завершили, но привычного ощущения радости не получила ни я, ни она».
Белла Барсегян и Гарри Григорян, студия Arcus Design: «Главная причина отказа — это недоверие со стороны заказчика»
«Мы за личное знакомство до подписания договора! Оно помогает сэкономить время обеим сторонам и оценить процентов на 80% перспективы дальнейшего сотрудничества. Хотя бывают и такие моменты, когда мы сразу понимаем, что это не наш клиент.
Причины могут быть разные: например, недостаточно серьезное и уважительное отношение заказчика к архитектуре и дизайну, желание заказчика заменить известные предметы дизайна репликами, контрастное несоответствие бюджета с поставленными целями и задачами и так далее.
В таких случаях мы честно признаемся, что не сможем удовлетворить пожелания собеседника на 100% и рекомендуем наших коллег, которые, как нам кажется, смогут лучше решить задачу клиента.
Но, пожалуй, главная причина отказа — это недоверие со стороны заказчика. Одно из главных кредо нашего бюро: максимальная персонификация проекта под заказчика (с учетом его вкусовых предпочтений), но с нашими архитектурными и дизайнерскими решениями, в том числе с нашим выбором инструментов для решения поставленной задачи.
Мы четко отдаем себе отчет, что проект, над которым работаем, создается для заказчика. Исходя из этой догмы, наша первостепенная задача — не реализовать свои творческие амбиции, а сделать проект, максимально отвечающий внутреннему миру и предпочтениям заказчика. Но какой оттенок из любимого цвета заказчика брать для стен — это исключительно прерогатива архитектора. Если потенциальный заказчик по тем или иным причинам не готов довериться и пойти на эти условия, мы отказываемся от проекта. Безусловно, речь идет не только о Ral, но и других многочисленных аспектах.
К сожалению, предварительное знакомство и согласие заказчика на наши условия сотрудничества не дают гарантии, что клиент в процессе стройки не нарушит принципы нашей работы. В таких случаях мы пытаемся войти в положение клиента и найти компромисс, который удовлетворит пожеланиям заказчика и сохранит качество реализации проекта.
Получается ли это сделать во всех случаях? Пожалуй, утвердительно на этот вопрос сможет ответить лишь архитектор с малым количеством реализованных проектов, беспринципный или лукавый».
Татьяна Бриммер: «Своих будущих клиентов мы проверяем единственным способом — в процессе общения»
«Мы не беремся за проекты, где до нас было уже что-то реализовано другим дизайнером, например, планировка, на базе которой нам пришлось бы работать. Мы беремся за такой проект только в качестве декораторов.
Если наши мнения с заказчиком кардинально расходятся, мы объясняем, что это не совсем наш формат и, к сожалению, не сможем далее вместе сотрудничать.
У нас был опыт с заказчиками, которые не соглашались работать по нашей стандартной системе оплаты или же выделяли недопустимо маленький бюджет на реализацию дизайн-проекта. Мы, конечно же, предлагали альтернативные решения, но полностью с вариантом клиента, к сожалению, не могли согласиться. Вследствие этого нам с клиентом пришлось разойтись. Но, к счастью, в 90% случаев мы всегда успешно сотрудничаем с нашими клиентами и договариваемся на условиях, которые будут максимально комфортны для обеих сторон».
Ольга Шаповалова: «Мне не интересно, если бюджет заказчика ограничен, и он планирует использовать реплики»
«Как правило, я не проверяю своих заказчиков, так как последнее время новые клиенты приходят после публикаций проектов в СМИ, а также по рекомендациям текущих клиентов. В этих случаях будущие заказчики ориентируются и в стилистике, в которой я работаю, а также в порядке цен, что существенно облегчает работу.
Тем не менее бывают случаи, когда от проекта приходится отказываться. Иногда заказчик просит сделать интерьер в стилистике другого дизайнера, что мне не интересно, или бюджет заказчика ограничен, и он планирует использовать реплики культовых предметов мебели или света. «Нет» я всегда говорю деликатно, объясняя свою позицию, и стараюсь порекомендовать дизайнера, который подойдет этому заказчику. Так, однажды мне пришел запрос оформить интерьер квартиры в стилистике, в которой я не работаю, — я порекомендовала обратиться к коллеге, дала его контакты. Знаю, что у них получится отличный проект».
Анна Смолякова: «Одна причина — несогласованные с дизайнером изменения в проекте»
«Роль заказчика в процессе создания и реализации дизайн-проекта имеет ключевое значение. Только доверительный и конфиденциальный диалог между сторонами может стать залогом успеха длительного процесса. А именно, 1 год, если говорить о квартирах площадью 100 кв. м. Впрочем, в моей практике есть и загородная усадьба, над которой я работаю 4-й год.
Что может стать причиной моего отказа от ведения проекта? Пожалуй, частая смена решений со стороны заказчика. Каждый этап подлежит согласованию. Основа продолжения работы — утверждение предыдущих этапов. Количество корректировок в пределах концепции регламентирует договор. Кардинальные изменения равнозначны новому дизайн-проекту. Об этом стоит помнить.
Еще одна причина — несогласованные с дизайнером изменения в проекте, которые могут повлиять на качество работ и уровень дизайна в целом. Заказчик может дать задание бригаде, посчитав, что изменение незначительное. Это может серьезно сказаться на пропорциях и эргономике. Ведь, по сути, только дизайнер держит в голове готовый результат.
А еще — отказ в праве фотосъемки готового проекта и его последующей публикации. Заказчик априори получает уникальный дизайн, и для дизайнера может быть важным рассказать о нем профессиональному сообществу и новым потенциальным заказчикам.
Я отказываю в очень редких случаях. Например, на одном из моих объектов мы с заказчиком по нескольку часов обсуждали возможные решения. Проект был срочный, и чертить нужно было в тот же день. Следом шел звонок об отмене всего утвержденного, и заказчик по телефону долго рассказывал о 3-х новых вариантах, которые также следовало проработать до утра. Ситуация была сложная, а работа над проектом велась непродуктивно. Я сумела корректно отказаться от проекта. И это очень важный момент, ведь, возможно, при других обстоятельствах наше сотрудничество сложится в дальнейшем».