Камни в сад

Ландшафтный дизайн в Японии: традиции и современность

Текст: Алена Аникст

Фото: - (c) Michael Freeman

Журнал: N5 (83) 2004

Японская традиция с давних времен предпочитает громкому - приглушенное, декларативному - недосказанное, блеску - отблеск Самые удивительные и необычные современные сады в мире, как, например, Сад из стекла и воды или Сад с одним деревом, находятся в Японии и создаются ведущими дизайнерами и архитекторами страны. Удивительно то, что, развивая новый стиль, японские садоводы используют многовековые традиции.

История японских садов насчитывает более тысячи лет. Уже в ХI веке было издано руководство по садово-парковой культуре - "Сакутэйки". Считается, что первые сады появились в синтоистских монастырях. Проводя жизнь в тишине и уединении между молитвой и созерцанием природы, талантливые монахи придумали закон расположения прудов и насыпей, повторяющих моря и горы. Священная сила дикой природы (ками) была представлена отдельными камнями (ивакура).

Посетитель синтоистского сада вступал в контакт с Божественным и испытывал чувства, подобные тем, какие охватывают европейца в христианском храме. В XIV-XV веках появляется знаменитый карэсэнсуй (сухой пейзаж) - стиль буддийских храмов, выражающий суровость и аскетизм философии дзэн. Для многих европейцев представление о минимализме дзэн связано с современным дизайном, но в японской культуре это еще и чайные церемонии, театр ноо, виртуозная живопись черными чернилами, изысканная каллиграфия и уникальные символические сады.

Для буддистского монаха создание сада - это путь, обучение прилежности, очищение. Существует понятие "ишидатесо" - раскладывание камней священником. Камни - важнейший элемент, чтобы понять их, надо научиться читать их душу, потому что у камней собственная жизнь, как у животных и растений.

Сад дзэн должен располагать к созерцанию, вызывать чувство эмоционального отклика. Основной композиционный принцип - неопределенность, гармоничное равновесие всех элементов, в которых есть и свобода, и порядок, и движение, и покой.

Проектирование современного сада дзэн - попытка достичь максимального выражения сущности минимальными средствами. Этот принцип блестяще продемонстрировал дизайнер Шанмайо Масумо в новом саду для отеля в Токио. Главная проблема заключалась в создании посреди города атмосферы естественной природы, располагающей к размышлению в одиночестве.

В XV веке в Японии чаепитие превращается в ритуальную церемонию в специальном домике. В саду появляются камни для перехода через ручей, сосуд для омовения рук и фонари, освещающие тропинки. Например, архитектор Кишо Курокава, автор Музея современного искусства в Хиросиме, построил чайный сад на крыше дома в деловой части Токио. Сидя в современной квартире за чашкой чая, человек любуется классическим садом с каменной тропинкой. Пышные деревья на фоне высоких зданий похожи на дивный оазис.

"Когда копируешь сад известного мастера прошлого, не упускай из виду пожеланий хозяина, но воспроизводи по собственному вкусу" - советовал в XI веке Татибана-но Тосицуна, автор "Сакутэйки".
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

Как создать модный интерьер с помощью ковра

5 главных интерьерных трендов сезона.

#Интерьер

Уже в марте: китайская выставка CIFF Гуанчжоу-2021

Весенняя выставка CIFF пройдет в два этапа — с 18 по 21 марта и с 28 по 31 марта. Чем организаторы планируют удивить посетителей — рассказываем.

#Новости

Интерьер custom-made: как работают русские мебельные мануфактуры

Актуальное направление в оформлении интерьеров — дизайн по индивидуальной мерке. Разбираем этот феномен вместе с экспертами фабрики «Интерио Гранд», российского лидера в сегменте эксклюзивных интерьеров.

#Вещи

Дом на берегу озера с индустриальными мотивами

Авторский проект загородного дома — со сложной стилистикой, бассейном на втором этаже, нетривиальным декором и оригинальными находками в оформлении интерьера.

#Интерьер #Дома #Лофт #Москва