Карим Рашид против острых углов
Интервью с прославленным дизайнером, автором более 2000 различных объектов. Поводом для беседы стала презентация новой коллекции, созданной для CASAMANIA BY FREZZA
в галерею
SALON: Карим, в своем дизайнерском портфолио Вы собрали самые именитые марки из мира мебели, моды и техники. Вы, бесспорно, один из тех дизайнеров, которые могут выбирать, с кем работать, а с кем нет. Расскажите, пожалуйста, почему Вы решили создать коллекцию для марки
- Во-первых, я очень ценю то, что
S: Глядя на вещи, созданные Вами (не исключение и коллекция CASAMANIA), не всегда понятно их исконное предназначение, зато по форме и цвету зачастую ясно, что к их дизайну приложил руку не кто иной, как
- Это действительно так… (Смеется.) Направление, в котором я работаю, я сам когда-то назвал чувственным минимализмом. 90 процентов вещей, окружающих нас в повседневной жизни, абсолютно нам не нужны. Мы искусственно усложняем мир, поэтому, если для предмета можно придумать несколько способов применения, это прекрасно. Один видит в вещи корзину для бумаг, другой - подставку для зонтов; один - контейнер для мелочей, другой - пепельницу. Таким образом, когда предмет уже создан, потребитель продолжает придумывать варианты его использования, соучаствует в процессе дизайна. Я вообще пропагандирую принцип приобретения путем замещения: приобретая новую вещь, я всегда избавляюсь от старой, взамен которой ее покупаю. Это касается всего - от носков до стульев. Благодаря этому прекрасному принципу за шесть лет количество вещей, которыми я владею, не изменилось. Об этом я подробно написал в своей новой книге "Создай себя" (Design Your Self).
S: Расскажите, пожалуйста, о своих новых проектах.
- Несколько лет назад я начал заниматься пространственным дизайном. Я сделал интерьеры нескольких ресторанов и бутиков, недавно в Афинах открылась гостиница, построенная по моему проекту. Двадцатилетний опыт работы в сфере промышленного дизайна позволяет мне воспринимать пространства как бы изнутри наружу. То есть, когда я придумываю интерьер комнаты, я представляю себя лежащим в ней на кровати и думаю, что бы мне хотелось видеть с этого ракурса, в то время как профессиональный архитектор отталкивается от внешнего облика здания и движется внутрь. Для меня в первую очередь важны отношения человека с пространством, целостность восприятия - от цвета стен до запаха в комнате.
S: Некоторые критики говорят, что Ваш дизайн - это просто игра формы. Действительно ли форма для Вас первична?
- На мой взгляд, опыт общения с вещью должен быть абсолютно безукоризненным, "бесшовным". Из самого ее вида все должно быть понятно. Нет ничего хуже, чем купить какую-нибудь технологическую новинку и сесть читать к ней инструкцию. Феномен plug-and-play должен распространиться на все, что нас окружает. Да, для меня действительно важна форма. Я не люблю острые углы - в моих предметах вы их не найдете. С моим ростом (193 см. - SALON) я всю жизнь ударяюсь об углы, и в какой-то момент мне это, честно говоря, надоело.
"Дизайн всегда формировал культурную картину мира. С его помощью создавались системы, города, потребительские товары, решались мировые проблемы. Теперь задачей дизайна является не решение насущных проблем, а непрестанная эстетизация созданной нами среды. Дизайн призван улучшить жизнь на поэтическом, эстетическом, экспериментальном, чувственном и эмоциональном уровнях.
Мое главное желание - видеть, что люди живут сегодняшним днем, участвуют в современной жизни, избавившись от ностальгии, изживших себя традиций, устаревших ритуалов, китча и ничего не значащих вещей. Мы должны осознавать этот мир, быть с ним в созвучии каждую конкретную минуту. Если желание жить прошлым заложено в природе человека, то изменить мир означает изменить человеческую природу".