Карим Рашид против острых углов

Интервью с прославленным дизайнером, автором более 2000 различных объектов. Поводом для беседы стала презентация новой коллекции, созданной для CASAMANIA BY FREZZA

Дата публикации: 22.12.2000

Интервью подготовила: Карина Чумакова

Портретная съёмка: Карина Чумакова

Журнал: N9 (109) 2006

Времена, когда художники, архитекторы и дизайнеры утруждали себя написанием манифестов, безвозвратно прошли. Концептуализация искусства не в моде. Дизайнер Карим Рашид, всем своим существом воплощающий дух века цифровой глобализации, в этом смысле несколько старомоден: автор более 2000 промышленно выпускаемых объектов - от CD-плееров (SONY) до крышек канализационных люков (CON EDISON), - он тем не менее пишет манифесты, выступает с лекциями и с удовольствием рассказывает о том, как сделать мир лучше и стать дизайнером собственной жизни. Поводом для разговора стала презентация новой коллекции, созданной Каримом Рашидом для CASAMANIA BY FREZZA.

SALON: Карим, в своем дизайнерском портфолио Вы собрали самые именитые марки из мира мебели, моды и техники. Вы, бесспорно, один из тех дизайнеров, которые могут выбирать, с кем работать, а с кем нет. Расскажите, пожалуйста, почему Вы решили создать коллекцию для марки CASAMANIA BY FREZZA, чем Вас привлекла перспектива совместной работы.

- Во-первых, я очень ценю то, что CASAMANIA чувствует веяния времени, стремится работать с новыми материалами. Я тоже люблю новые технологии, неплохо в них разбираюсь. И для производства этой коллекции предложил использовать технологию ротационного литья, а для стула Kant - запатентованный материал Polygiene, безупречный в гигиеническом отношении.

S: Глядя на вещи, созданные Вами (не исключение и коллекция CASAMANIA), не всегда понятно их исконное предназначение, зато по форме и цвету зачастую ясно, что к их дизайну приложил руку не кто иной, как Карим Рашид.

- Это действительно так… (Смеется.) Направление, в котором я работаю, я сам когда-то назвал чувственным минимализмом. 90 процентов вещей, окружающих нас в повседневной жизни, абсолютно нам не нужны. Мы искусственно усложняем мир, поэтому, если для предмета можно придумать несколько способов применения, это прекрасно. Один видит в вещи корзину для бумаг, другой - подставку для зонтов; один - контейнер для мелочей, другой - пепельницу. Таким образом, когда предмет уже создан, потребитель продолжает придумывать варианты его использования, соучаствует в процессе дизайна. Я вообще пропагандирую принцип приобретения путем замещения: приобретая новую вещь, я всегда избавляюсь от старой, взамен которой ее покупаю. Это касается всего - от носков до стульев. Благодаря этому прекрасному принципу за шесть лет количество вещей, которыми я владею, не изменилось. Об этом я подробно написал в своей новой книге "Создай себя" (Design Your Self).

S: Расскажите, пожалуйста, о своих новых проектах.

- Несколько лет назад я начал заниматься пространственным дизайном. Я сделал интерьеры нескольких ресторанов и бутиков, недавно в Афинах открылась гостиница, построенная по моему проекту. Двадцатилетний опыт работы в сфере промышленного дизайна позволяет мне воспринимать пространства как бы изнутри наружу. То есть, когда я придумываю интерьер комнаты, я представляю себя лежащим в ней на кровати и думаю, что бы мне хотелось видеть с этого ракурса, в то время как профессиональный архитектор отталкивается от внешнего облика здания и движется внутрь. Для меня в первую очередь важны отношения человека с пространством, целостность восприятия - от цвета стен до запаха в комнате.

S: Некоторые критики говорят, что Ваш дизайн - это просто игра формы. Действительно ли форма для Вас первична?

- На мой взгляд, опыт общения с вещью должен быть абсолютно безукоризненным, "бесшовным". Из самого ее вида все должно быть понятно. Нет ничего хуже, чем купить какую-нибудь технологическую новинку и сесть читать к ней инструкцию. Феномен plug-and-play должен распространиться на все, что нас окружает. Да, для меня действительно важна форма. Я не люблю острые углы - в моих предметах вы их не найдете. С моим ростом (193 см. - SALON) я всю жизнь ударяюсь об углы, и в какой-то момент мне это, честно говоря, надоело.

Отрывок из манифеста Карима Рашида:
"Дизайн всегда формировал культурную картину мира. С его помощью создавались системы, города, потребительские товары, решались мировые проблемы. Теперь задачей дизайна является не решение насущных проблем, а непрестанная эстетизация созданной нами среды. Дизайн призван улучшить жизнь на поэтическом, эстетическом, экспериментальном, чувственном и эмоциональном уровнях.
Мое главное желание - видеть, что люди живут сегодняшним днем, участвуют в современной жизни, избавившись от ностальгии, изживших себя традиций, устаревших ритуалов, китча и ничего не значащих вещей. Мы должны осознавать этот мир, быть с ним в созвучии каждую конкретную минуту. Если желание жить прошлым заложено в природе человека, то изменить мир означает изменить человеческую природу".
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

АрхиЁлка-2024: обновили программу! Еще больше возможностей прекрасно провести вечер

С 1 ноября цена изменится. Не упустите возможность приобрести билеты по выгодной цене.

#Новости

Интерьер, вдохновленный путешествиями: квартира в Москве для семьи с детьми

Дизайнеры Юлия Жирнова и Анна Матвеенко (дизайн-студия «Мастерская Комфорта») оформили квартиру для молодой семьи в эклектичном стиле, где в качестве стилистических точек опоры выступают любимые места из путешествий семьи.

#Интерьер #Квартиры #Эклектика #Москва

«Восьмая высотка Москвы»: самобытная архитектура в новом проекте концерна «КРОСТ»

В своем новом проекте, доме «Высотка на Жукова», компания продолжает развивать самобытную премиальную московскую архитектуру, архитектуру подлинной Москвы.

#Новости

Джулио Каппеллини стал амбассадором выставки ARTDOM

​Известный дизайнер, основатель и арт-директор итальянской мебельной компании Cappellini стал амбассадором выставки ARTDOM и примет участие в деловой программе выставки 20-22 февраля 2025 года, при поддержке генеральных партнеров деловой программы компаний «Европейская Сантехника» и FreeDom Interiors.

#Новости