Кинопанорама
Дизайнерские вещи в кино
в галерею
Наверняка вы замечали, что в фильмах всегда есть предметы, за которые особо переживаешь, иногда даже больше, чем за героев. Самый простой вариант - это случайно найденный чемодан с деньгами (самый популярный сюжетный ход в кино 1990 - х), какие-нибудь похищенные драгоценности, древние манускрипты (это уже мода наших дней), священный Грааль или миелофон из будущего. Есть варианты и более сложнообъяснимые: зачем, например, переживать, что герой пролил кофе на обивку дивана или выбросил телефон в мусорный ящик? Но тем не менее это моменты очень чувствительные почему-то. Можно только предположить, что ценность любой вещи, даже не особо значительной, в экранном пространстве увеличивается, потому что на нее сходятся все фокусы. Так, в фильме "Королева" главная героиня вытирает слезы платком от
Конечно же, product placement - это актуальный для производителей, в том числе и люксовых, вид рекламы. Но, во-первых, почему-то чаще всего чувствуется, когда в фильме осуществляется скрытая реклама, а когда вещь на экране действительно играет роль. Наиболее яркий пример - фильмы про Джеймса Бонда. Это просто феерия скрытой рекламы в кино. И мы понимаем, что все эти блистательные машины, часы, костюмы, напитки появились здесь не просто так, но это уже не только не раздражает, а, наоборот, с нетерпением ожидается - как сводка новостей от люксовых производителей. Возвращение в сериал про Бонда автомобилей ASTON MARTIN (после нескольких серий романа с BMW) было едва ли не более обсуждаемой новостью, чем смена исполнителя главной роли Пирса Броснана на Дэниела Крейга. Фильмы про Бонда - начиная где-то с "Доктора Но" 1962 года - это вообще особое пространство, где мускулами поигрывают не только персонажи, но и окружающие вещи. Интерьеры, одежда, аксессуары и, конечно же, машины здесь не просто антураж, а полноценные аттракционы "Бондиленда". И в этом отношении фильмы про Бонда во многом сформировали современное отношение к экранному пространству, в котором теперь царят не только режиссура и актерская игра, но и настоящая гламорама - мир гаджетов и модных штучек, на которые, как правило, делается особый акцент в большинстве современных фильмов.
С другой стороны, люксовые products от нелюксовых чаще всего отличаются тем, что у первых уже есть легенда, уже есть история и своя индивидуальность. А вторые чаще всего через размещение в фильмах на наших глазах эту легенду и свою индивидуальность пока еще формируют. Та же самая марка PRADA в дополнительной рекламе, какую ей устроил фильм "Дьявол носит Prada" (его уже называют самым гламурным кино всех времен и народов), может быть, не так сильно и нуждалась. Тут ведь другая история: одна весьма раздраженная гламурным сообществом журналистка написала роман, в названии которого использовала абсолютно знаковый бренд - в сатирическом в общем - то смысле. Потом по этой книге сняли фильм, и как таковой бренд PRADA тут особо ни при чем - его не рекламировали, а использовали его репутацию. Обладатели прав на бренд могут вообще отказаться от участия в кинопроекте, как это произошло, например, с русским фильмом "Шик", который первоначально хотели с шиком назвать "Гуччи". А компания BMW отказывалась спонсировать первую часть фильма с говорящим названием "Бумер", потому что непонятно еще было, нужно ли заслуженному немецкому автопроизводителю такое расширение бренд-легенды.
Собственно говоря, люксовые имена и вещи абсолютно киногеничны - именно потому, что у них есть свое лицо и своя аура. Самое знаменитое и самое трогательное подтверждение тому - это, конечно же, фильм "Завтрак у Тиффани". Такого не придумает ни один маркетолог. Возможно, конечно, что у Трумана Капоте все же был какой-то житейский смысл романтизировать в своей повести именно марку TIFFANI&CO, а не другую. Но это не особо важно, ведь не вызывает сомнения, что для его героини, а позже и героини Одри Хепберн, бутик TIFFANI&CO и само это название стали воплощением красивой жизни, чем-то очень личным, этаким персональным Эдемом. И так получилось, что ювелирный бренд стал литературной и киношной метафорой, которая выражает что-то уже не из области люксового потребления, а более глубокое, про трепетную девичью душу, скажем. В общем-то история с этим фильмом удивительна и с точки зрения маркетинга, и просто по-человечески: культовыми и легендарными после него стали все и вся - и сам фильм, и актриса, и писатель, и бренд.
Случайных деталей в кино не бывает - здесь все со смыслом, все авторское, все отрежиссировано. В кино не бывает просто домов - даже самые простые дома здесь выстроены по эскизам, каждая мелочь соответствует замыслу сценариста и режиссера. Все киноинтерьеры - дизайнерские по определению, даже если действие происходит в трущобах. Иногда к этим трущобам прикладывают руки так и вообще великие кинодизайнеры. Например, в фильме Скорсезе "Банды Нью-Йорка" за все эти прокопченные, разбойного вида декорации отвечал Данте Феретти, сценограф классических фильмов Пазолини и Феллини. А про наиболее эффектные интерьеры из реальной жизни так и говорят: как в кино. И говорят все чаще, потому что тщательная режиссура пространства - актуальная тенденция в дизайне интерьеров. Декораторы и дизайнеры так планируют интерьер, чтобы незапланированные в проекте вещи (а они всегда появляются сразу же после вселения хозяев и постепенно заполняют жилище) выглядели художественно, чтобы даже беспорядок был живописным. А классика дизайна, узнаваемые кресла Ле Корбюзье или Сааринена например, часто используется в модных интерьерах по тому самому киношному принципу камео - как приглашенные и особо заслуженные звезды. Кино влияет на дизайн своей визионерской сущностью, ведь даже самый реалистичный фильм - это все же чей - то вымысел, плод фантазии. Фантастичность современного дизайна из той же оперы, что и фантазмы кино. А мебельный дизайн оказывает на кино в общем-то прямое влияние - образный язык современного интерьера настолько отточен и богат красками, что кино от него даже немного отстает.