Классика эпохи постмодерна
Классическая мебель в Милане
в галерею
Как же вышло, что мебель, так или иначе ведущая свою родословную от исторических стилей, в массе своей настолько различна и подчас родство это едва прослеживается? При всей парадоксальности самого явления ответ здесь прост. Дело в том, что, как и дизайн современной мебели, креатив в сфере классики подразумевает некое движение вперед. И если для современного дизайна это движение объективно ограничивается лишь возможностями технологий и авторским замыслом, то кредо классики - следование традиционным техникам, стилистическим приемам и формам… И, как следствие, развитие дизайна классического идет не линейно, вперед, а, условно говоря, вширь, стремясь развить существующие идеи. То есть коллекция каждой марки - это развитие некой темы, вариация, которая, как это бывает в музыке, может отходить от исходной мелодии настолько далеко, что их сходство едва улавливается.
Современный дизайн, каким мы его знаем сейчас, получил основной толчок к развитию в эпоху модернизма, одним из эстетических принципов которого было отрицание устаревших академических форм в пользу нового искусства. Первая половина XX века - время, потраченное художественным сообществом на разрыв с прошлым, с 25 веками наследия, которое представлялось как путы, искусственные ограничители на пути вперед. Предельно упрощая, можно сказать, что плоды этого разрыва теперь выставляются в павильонах современной мебели Миланского салона.
Но, как мы все помним, на смену модернизму пришел постмодернизм - философия людей, разочарованных в перспективах развития искусства вне культурного контекста. Фактически постмодернизм проповедовал отрицание отрицания и возврат - хоть и на более высоком, аналитическом уровне - к классическим формам и традиционным ценностям. В мебельном дизайне это выразилось в первую очередь в новом витке развития классики, эклектически переработавшей наследие "больших" стилей.
Приезжая на Миланский мебельный салон, многие архитекторы, проповедующие современную эстетику, избегают павильонов классики, мотивируя это тем, что выставляющаяся там мебель не актуальна и не соответствует требованиям современной жизни. В общем-то право каждого выбирать то, что любить и смотреть. Но с такой аргументацией трудно согласиться, будучи хоть немного в курсе того, что представляет собой классическая мебель сегодня.
Упрекать классику наших дней в отсутствии чистоты стиля так же глупо, как упрекать повара в том, что в своих блюдах он смешивает ингредиенты разных стран и кухонь. Да, классика лишилась наивной чистоты исторической мебели, но в этом ее шарм и концептуальная черта. Ирония, гротеск, цитирование и коллаж - неотъемлемые приемы классики эпохи постмодерна. Они обуславливают выбор нереальных цветовых сочетаний, беззастенчивое микширование стилевых элементов и создание вещей, в которых все будто бы чересчур и через край. Постмодерн проповедует сближение массового и элитарного. В этом феномене как раз коренится эстетика популярного нынче гламура - все эти стразы, перья и бахрому нельзя воспринимать на полном серьезе, усматривая в них провал вкуса, ведь все это - пародия и ирония, свойственные переродившейся классике. Неизменная черта, связывающая работы мебельщиков прошлых столетий и современных фабрик, - это скрупулезное внимание к деталям, фетишизм в отношении ручной работы и стремление дать каждой вещи неповторимое лицо.
Практически каждый стенд в классических павильонах Миланской выставки нужно воспринимать как микрокосм, существующий по собственным правилам и законам. Сила тяготения и евклидова геометрия не работают в этих мирах. Эмоциональный отклик и факт коммуникации со зрителем (читай потребителем) - единственное, что имеет значение.