Королевский сад в Норфолке
Великолепный сад в Норфолке, привлекательный на протяжении всего года
в галерею
Перед посадкой каждый участок парка освобождали от большинства деревьев и кустов (в основном от лавра, аукубы японской, рододендрона и барбариса), в то же время стараясь сохранить естественное зеленое заграждение, защищавшее резиденцию королевской семьи от посторонних глаз.
Эти растения, без сомнения, первоначально были посажены наравне с остальными, но за многие годы слишком разрослись. Ведь каждый садовник, будь то любитель или профессионал, иногда попадает в западню, не желая обрезать или выкорчевывать сильное, но медленно растущее растение. И все же лучшие экземпляры корсиканской сосны, березы, магнолий и конского каштана были сохранены и перенесены в новые ландшафты.
В Сандрингеме на протяжении нескольких лет сохранялось тяжелое положение из-за сокращения количества рабочей силы, а в особенности во время войны, когда мало внимания уделяли зеленым заграждениям, стараясь вырастить как можно больше овощей в огороде. Старые огороды как таковые больше не существуют, их площади теперь занимают ягодные кустарники.
При прежней планировке парка дорожки были очень узкими, рассчитанными только на хозяев и их друзей.
Поэтому, принимая во внимание сотни тысяч посетителей, приезжающих каждый год с апреля по сентябрь, их пришлось расширить.
Растения в Сандрингеме никогда не сажали плотно, чтобы иметь возможность весной и летом вручную выпалывать многолетние сорняки. Зимой вся территория парка покрывается двенадцатисантиметровым слоем листьев из соседних лесов. Это препятствует появлению сорняков и задерживает влагу, которой не хватает даже несмотря на ирригационную систему, качающую воду из Нижнего Озера, ведь Сандрингем находится в зоне с низким годовым уровнем осадков. Для каждого участка парка очень важно выбрать подходящие виды растений с учетом освещенности, увлажненности и качества почвы.
В 1967 году под руководством садовника Норича Гейтса были посажены в основном такие растения как рододендрон, азалии, магнолии и гортензии. Перед этим вокруг озер пришлось удалить обширные густые заросли тростника, которые закрывали превосходный вид на лощину с дикими магнолиями.
Чуть дальше от берега озера расположены лодочный сарай и каменистый сад. Там нет растений для альпийских горок - из-за сложности ручной прополки решили обойтись без них. Вместо этого посадили карликовые хвойные деревья, что сделало сад более легким в содержании.
Там где Верхнее Озеро соединяется с Нижним, построили искусственный водопад, а окрестности засадили цветущим с августа по сентябрь вереском самых разнообразных сортов с белыми, нежно-розовыми, бордовыми и даже почти черными цветами, карликовыми хвойными деревьями и стелющимися по земле можжевельниками.
В 1981 году на заболоченном участке около Домика Празднеств решили посадить новые растения, что само по себе было довольно рискованной затеей. Вырыли открытую канаву для болотных и влаголюбивых цветов, которые значительно расширили разнообразие выращиваемых видов. На берегах водоемов встречаются некоторые разновидности карликовой вербы с серыми сережками и листьями, серебристыми листьями и золотистыми сережками, желтыми сережками и серебристыми листьями. Канава соединена с ручьем, украшенным несколькими маленькими водопадами и местами расширенным для получения почти спокойных, без течения, заводей.
В этой же зоне были посажены разновидности многолетнего полезного и неприхотливого растения с золотой шапкой листьев, похожих на каштановые. Оно одинаково хорошо переносит ветер и солнце, но при этом влаголюбиво.
Вдоль дорожек разместили самый необычный сорт растения семейства лютиковых, цветущий с мая по июль махровыми белыми цветами и живучку ползучую с красной, пурпурной, бронзовой, золотистой и зеленой листвой, похожей на ковер.
Новые виды дневной лилии были посажены вокруг озера и вдоль ручья. Ее цветы бывают абсолютно разных окрасок. Это одно из самых ценных и неприхотливых растений в парке.
Фрэд Уэйт хотел, чтобы сад был привлекателен и великолепен на протяжении всего года. Эту проблему главный садовник решил, посадив позднюю фуксию, цветущую с июля и до первых морозов. Это растение на самом деле намного более устойчиво, чем можно подумать. Все без исключения виды, выращиваемые в Сандрингеме, а их более семидесяти, однажды абсолютно без потерь перенесли мороз в двадцать градусов.
Среди видов фуксий есть один из старейших, который начали сажать еще в 1821 году, и один из любимых сортов Фрэда Уэйта с очень крупными махровыми бордовыми и розовыми цветами.
Так же хорошо адаптировалась в парке многолетняя, очень чувствительная к прямому солнечному свету хоста, высаживаемая на наиболее увлажненных участках и в тени. Существуют и растения, любящие прямой свет, например, лаванда, разнообразие видов которой обуславливает и разнообразие расцветок: от белого и розового до всевозможных оттенков синего и темно-пурпурного.
Сухая почва в тени всегда была большой проблемой, и на таких участках теперь сажают разновидности плюща, барвинка и кизильника.
Содержание сада, такого как Сандрингем, во многом зависит от сплоченной команды, гордящейся своей работой. К счастью, на протяжении всей своей карьеры Фрэд Уэйт работал именно с такими людьми. Однако все эти замыслы были бы неосуществимы без заинтересованности и поддержки Ее Величества Королевы и управляющего имением сэра Джулиана Лойда.