Королевский сон по-французски
квартира общей площадью 142,5 м2 Надежда Крючкова
в галерею
Сомерсет Моэм "Театр"
Под будущее великолепие была отведена площадь в 136,5 м2.
Пространство это образовалось в результате слияния двух- и трехкомнатной квартир сталинского дома. Из-за жесткого диктата несущих стен от изначальной планировки далеко "уйти" не удалось, снесли всего несколько перегородок. К тому же в качестве "наследия старого режима" владельцу квартиры и, соответственно, дизайнеру досталась балка в целых шестьдесят сантиметров толщиной. Ее нельзя было ни удалить, ни скрыть. Как один из вариантов рассматривалось робкое предложение подшить все потолки, однако при исходной трехметровой высоте на это просто рука не поднялась.
Но в результате "все обошлось". Удалось обыграть и балку (о чем мы расскажем несколько позже), и расположение помещений. Заказчик превратился в обладателя трех жилых комнат - спальни, гостиной, гостевой (она же библиотека), - а также прихожей, гардеробной, кухни и двух санузлов - личного, смежного со спальней, и гостевого, вместившего бойлерную и прачечную.
Ну что ж, теперь, когда с экспликацией королевских покоев покончено, перейдем к "meuble", что в переводе с французского языка (а он при описании этой квартиры начинает просто рекой литься) означает "обстановку", мебель.
СПАЛЬНЯ. Заказчик пожелал иметь поражающую воображение спальню. И тут авторская фантазия Надежды Крючковой на тему XVIII века во Франции пришлась как нельзя более кстати. В самом деле, за образец взята эпоха, когда декоративное искусство ночных покоев достигло высшего расцвета с точки зрения изысканности, комфорта и внимания к личному удобству.
"Но я не стремилась точно воспроизвести исторический интерьер. Важнее было продумать сочетание линий, форм, красок, создать образ, настроение. Так чисто французский комод и французский же рисунок штор гармонирует, например, с обоями английского образца и гравюрами XVIII века", - рассказывает автор.
Атмосфера грандиозной дворцовой спальни состоялась. Приближаясь по шелковому персидскому ковру к обширной кровати с балдахином в стиле Louis (Людовика) XV, ощущаешь себя фавориткой монарха madame Pompadour. В тот век подобные спальные конструкции создавались с любовью и благоговейным вниманием к королевскому сну и "амурам". Освещение - почти что свечи: только бра и настольные лампы. А на украшение комнаты словно отдано все золото королевской казны: им сияют шелковые внутренние шторы, большие двойные кисти, бахрома на ламбрекене и подушках, балдахин и рама большого зеркала, французские геральдические лилии на обоях и в тканевом оформлении кровати, роспись на фарфоре.
И как полутон - немного золотистого, сдержанно поблескивающего в светлом орехе мебели, тонированном дубовом паркете и бронзовых, ручной работы, накладных элементах комода и пузатых "тумбочек" возле кровати.
Из спальни можно пройти в не менее роскошную ванную с toilette. Здесь, как говаривала небезызвестная в XVIII веке мадам дю Шатле, "всюду комфорт, любезность, приличие". То есть достаточный метраж (около 14 м2), суперсовременная сантехника, персидский ковер и шелковая штора, надежно закрывающая окно.
ГОСТИНАЯ. "Светская" часть дома зрительно поделена на две зоны - парадную столовую и более демократичную, почти современную гостиную с мягкой мебелью, телевизором и барной стойкой. Пространство бара "выстроила" уже упоминавшаяся выше балка. Ее "поддерживают" дорические колонны. После того, как с одной стороны потолок подшили ровно на толщину балки, в гостиной образовался своеобразный альков, где и разместился бар.
Несмотря на малую площадь и высоту, он не кажется мрачным закутком, потому что в нем по одной линии "выстроились" арка с подсвеченными стеклянными полками, свободный вход на кухню и кухонное окно, "продолженное" балконом.
Зону столовой Надежда Крючкова выполнила тоже в духе Louis, но уже XVI. Стулья с медальонными спинками и немного суховатыми, но преисполненными изящества ножками (исторической правды ради отметим, что стулья эти окружают бидермайерский обеденный стол), канделябры, замысловатые напольные часы...
Накал лампочек в легкой стеклянной люстре можно регулировать, создавая эффект то мягкого, интимного, то парадного освещения. Достойный ансамбль люстре составляют хрустальные столик, полуколонна с вазой и ножки торшера и бра. Черно-коричневая полоска обивки стульев (в тон дивану и креслам гостиной зоны), полоски штор и обоев "работают" в одном ритме, сообщая помещению приподнятое, торжественное настроение - как степенный majordom (мажордом) с горделивой осанкой.
Во Франции стиль, названный в честь этого короля, получил признание лишь во второй половине века XIX. Зато потом его популярность не умирала вплоть до первой мировой войны. И от Парижа до Вены и Нью-Йорка "Louis XVI" был принят в качестве официального стиля торжественных помещений. Эдакая своеобразная реабилитация аристократического вкуса после того, как Конвент объявил "мир хижинам, войну дворцам" и вынес приговор Людовику XVI...
P. S. Все "французское" в квартире выполнено итальянскими мастерами.