Крест и гладь
Вышивка как хорошо забытое модное
в галерею
Вышивка стала робко появляться на выставках современного дизайна пару лет назад, невольно вызывая вопрос, а не вытащена ли она в действительности из бабушкиных сундуков. Ан нет! Присмотритесь - и станет ясно, что техника вроде традиционная (все те же иголка, мулине, крестик, гладь, ришелье), но сюжетик вот на той подушечке не так невинен, как кажется, а здесь перед нами вообще вышитая цветными нитками фарфоровая (!) чашка, причем покупателю предлагается декорировать ее самому: хочешь ромашки вышивай, а хочешь - череп с костями, как это сейчас принято. А если вглядеться, то, оказывается, пасторальная думочка с розами и фиалками вовсе и не вышита, а оформлена пиксельным принтом, имитирующим стежки. В общем, все очень в духе постмодернизма. Обман, притворство, ирония и скрытый смысл.
Но интересно другое. Недавно дома у своей бабушки я увидела на стене вышитую крестиком газетницу: на фоне полуразрушенной ротонды на ней мило беседовали дама в кринолинах и игривого вида кавалер. Газетница вызвала острый приступ дежавю. Вещица казалась принадлежащей миру большого дизайна и по меньшей мере слишком авангардной для патриархального жилища бабушки. Потом до меня дошло, что вот он, тот самый аутентичный винтаж, который на разные лады перепевают модные марки. И что вещь считывается как актуальная просто оттого, что она достаточно "отлежалась" и вышла на новый смысловой виток. Вывод: смело доставайте вышитые хиппарские сумочки своих мам, покупайте в антикварных лавках фестончатые абажуры ручной работы и мешайте их с современными вещами "с прищуром", а остальное додумает искушенный зритель.