Круиз не выходя из дома

московская квартира общей площадью 250 м2 Антон Надточий, Вера Бутко

Дата публикации: 01.05.2001

Фото: Алексей Князев

Текст: Антон Анатольев

Архитектор: Вера Бутко, Антон Надточий

Декоратор: Нина Петрова

Работы по металлу: Игорь Селеверстов

Строитель: Александр Терехин

Журнал: N9 (32) 1999

Эта квартира необычна по ряду причин. Во-первых, она уже "в возрасте" - ей три года, и нужно отдать должное смелости авторов и заказчиков, решившихся в те еще "осторожные" постсоветские времена на эпатажный интерьер. И, во-вторых, это не основное жилье своего хозяина, она сделана "нарочно", как нечто экспозиционное, сделана, судя по всему, из платонической любви к дизайну интерьера Начиная рассказ о реконструкции интерьеров, мы обычно пускаемся в пространные рассуждения на тему архитектуры и дизайна, прибегаем к гиперболам, метафорам и ассоциациям, чтобы психологически подготовить читателя к адекватному восприятию неоднозначной (как правило) работы архитектора и дизайнера.
Посетитель квартиры, о которой здесь пойдет речь, вряд ли удивится, почему на сей раз мне приходится изменить правилу. Просто этот интерьер не требует объяснений, а если и требует, то их все равно не найти. Поскольку он сделан по наитию, и на образы, одухотворявшие его авторов, рука не поднимается навесить ярлык, систематизировать и установить в архиве на специальной полочке. Возможно, правильнее было бы начать с того, что, войдя в квартиру, вы не обнаружите прихожей, а сразу же попадете в круговорот пестрых пространств, закружитесь в супрематической радуге объемов и форм. Но, следуя стилистике журнала, не станем прибегать к приему "поток сознания".

Итак, заказчик. Наверно больше всего о нем скажет то, как он нашел своих архитекторов. Дело в том, что одним из первых объектов Антона Надточия и Веры Бутко была квартира в совершенно новом доме. Они проектировали ее по заказу строительной организации для неведомого покупателя элитных "квадратных метров" в центре Москвы. Остается тайной, как заказчик, молодой человек, увидел эту работу.
Но увидев, он уже не сомневался, к кому обращаться с предложением реконструировать собственное жилье. Мало того, специально для реализации своих амбиций он приобрел двухуровневую квартиру общей площадью 250 квадратных метров и совершенно спокойно пошел на потерю гигантской суммы (в случае перепродажи квартиры), согласившись с идеей архитекторов "вырезать" во втором уровне более тридцати "квадратов" жилой площади.

Впрочем, обо всем по порядку. Квартира на двух последних этажах реконструированного старого московского дома состояла из нескольких изолированных комнат и коридоров. Соединяла этажи лестница, скромно спрятанная "в уголку". Предыдущий архитектор не усмотрел в этой функциональной конструкции эстетических потенциалов и определил для нее место в недоступной для естественного света части помещения. По существу квартира представляла собой два изолированных этажа, соединенных "черным ходом". Еще несколько слов о несущих стенах. То, что все это располагалось на последних этажах, значительно облегчало проблему сноса перегородок.
Однако были еще и межэтажное перекрытие и несущая стена, делившие квартиру на четыре почти равные части. То есть в исходной планировке межэтажное перекрытие и эта стена образовывали подобие креста, "нести" который принужден был и создаваемый интерьер. В соответствии с проектом центр этого "креста" сделался кульминацией новой архитектурной композиции. Существующий проем, имевший место в несущей стене, увеличили по ширине вдвое. От прежней конструкции на обоих этажах остались пилястры по краям и колонна в центре. Около колонны в перекрытии вырезали гигантский эллипс, сделав двухэтажную квартиру единым двусветным помещением. И соединили этажи уникальной лестницей, тяжелые металлические детали которой выглядят воздушно-легко. Колонну одели в металл, усилив ее тектонический образ.

Эффект, производимый этим структурным узлом интерьера, однозначным не назовешь. "Труба", "трап" и овальный вырез верхней "палубы" у меня, например, проассоциировались с круизом на комфортабельном тихоокеанском лайнере.
Возможно, это ощущение поддержала и экзотическая пестрота цветов, в которые выкрашены стены комнаты. Или "штилевая" поверхность синего каменного пола. Все это бросается в глаза практически сразу, едва войдешь в квартиру. Ведь прихожей в обычном понимании здесь нет, и с лестничной клетки через вновь прорубленный вход гость попадает непосредственно в "кают-компанию". Туда, где красные диван и кресла с плетеными спинками окружают стеклянную столешницу, неутомимо удерживаемую бронзовым человечком. На случай, если кому-то авангардная "цветопляска" покажется недостаточно выразительной, сверху гостиную подсвечивают три светильника, спрятанные в прямоугольных вырезах на потолке: красный, желтый и бирюзовый. Формально лестница разделяет гостевую зону на гостиную и кухню-столовую.

Остальные помещения первого этажа расположены по другую сторону несущей стены, то есть "под лестницей". Это гостевой санузел-"домино", решенный в черно-белой стилистике.
Металлическая сантехника, преломляющая и трактующая тему шахматного поля, не может не вызвать умиления у поклонников калейдоскопической живописи концептуалистов. Это чайная комната с декоративной деревянной колонной, скрывающей внутри себя стояки. Здесь нельзя не обратить внимания, что интерьеры "подлестничного зазеркалья" отличаются колористической сдержанностью. Строго говоря, кухня-столовая, гостиная и чайная образуют единое зонированное пространство.

Изолированная на самом деле комната первого этажа - домашний кинотеатр. Здесь очень много красного, но отсутствует авангардная разноцветность, и в этом смысле не будет большой ошибки в определении оформления этого интерьера как лаконичного и сдержанного.

Попасть на второй этаж квартиры можно только по лестнице-трапу. Попасть и еще раз окунуться в невообразимую пестроту смешанных цветов и материалов. В продолжение темы круиза перила "верхней палубы" демонстративно подчеркивают цикличность пространства галереи.
Простенки между цветными панелями заполнены стеклоблоками. Эти полупрозрачные стенки скрывают за собой санузлы. Свет, проникающий сквозь решетку стеклоблоков, создает ощущение продолжения интерьерного пространства где-то там, за ними.

На галерее находится библиотека, вызывающая пестрота которой обращает на себя внимание. Кажется почти невероятным, что эта "радуга" довольно мирно уживается с парой обрамляющих ее античных скульптур. Дверь в последний санузел, выложенный керамической плиткой двадцати восьми цветов, открывается непосредственно из детской. А вот она, при всей колористической авангардности, удивляет скромностью тонального выбора.
Хозяйская спальня соединена со своим санузлом аналогичным образом, и это, по-видимому, самые выдержанные в цветовом отношении комнаты квартиры. Полукруглое окно санузла, покрытия пола и стены, выполненные из состаренного мрамора, позолоченные аксессуары, не пристенное ("античное") расположение ванны - во всем витает дух ретро. Однако "театральный" светильник под потолком возвращает интерьеру современное содержание и подчеркивает всю условность ассоциаций. Таким же индикатором современности в спальне стали потолочные светильники и платяные шкафы с ярко-красными ящиками. Своей "легкомысленностью" они противостоят торжественной стилистике зеленых штор и романтичности бронзовой скульптуры-светильника.

Беседа с авторами проекта дала ясно понять, что тема круиза мне только привиделась. Но - забавно, - прощаясь с этим пестрым интерьером, я почувствовал, что побывал-таки в круизе. И мне даже показалось на миг, что блики от морcких волн скользнули, плавно покачиваясь, по стальной трубе парохода - одетой в серебристый металл колонне...
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

​АрхиЁлка возвращается: приглашаем вас на волшебный предновогодний вечер

5 декабря 2024 года приглашаем вас провести вечер в кругу самых ярких и успешных представителей интерьерного рынка и ведущих международных брендов премиум-сегмента.

#Новости

Жить среди искусства: арт-концепция Hotel Continental

Hotel Continental в центре Москвы стремится удивлять своих гостей, открывая палитру невероятных эмоций и впечатлений. Новая концепция отеля тесно связана с искусством —​ место отдыха, дополненное арт-объектами.

#Новости

Загородный дом в минималистском стиле для молодой семьи

Дизайнер Ольга Безбородова оформила дом для ценителей минимализма. Архитектура и интерьер пронизаны философией легендарного стиля Баухаус, в основе которого лежат функциональность, минимализм и предельный эстетизм.

#Интерьер #Дома #Минимализм #Москва

Стиль джапанди: тренд-2024 и коллекция Gianfranco Ferré Home

Джапанди — стиль оформления интерьеров, в котором японская эстетика (Japan) сочетается со скандинавской (Scandinavia).

#Новости