Культурная революция
двухуровневая квартира площадью 199 м2 на последнем этаже в центре Петербурга Александр Копп
в галерею
После реконструкции квартира предстала обновленной, к тому же ремонт преподнес сюрприз. Когда пространство было расчищено от "культурных слоев", в коридоре обнаружилась арка, бывшая некогда частью анфилады. Ее оставили открытой, подчеркнув форму кирпичного свода балочной конструкцией.
Коридор является полноценным помещением и играет роль своеобразного архитектурного манифеста. Здесь на небольшой площади сконцентрированы основные идеи, воплощенные в квартире. Он одновременно и "шлюз" между внутренним и внешним мирами, и лестничный холл, и гардеробная. Традиционный шкаф - неизбежный спутник прихожей - неожиданно принимает форму супрематического куба. Зеркало в деревянной раме - современная интерпретация славного прошлого дома. Кстати, в прихожей сохранился свидетель тех времен - входная дверь классических пропорций. Ее зачистили, обрамили алюминиевыми наличниками и выкрасили в активный зеленый цвет.
Последний, казалось бы, может вызвать замешательство у гостей, но объяснение лежит на поверхности: зеленый уравновешивает оранжевый цвет потолка и придает интерьеру "южную" тональность.
Той же цели служит и желтый цвет стен в гостиной. Он здесь преобладает, но не доминирует, а лишь создает фон. И сам интерьер ведет себя так же, деликатно намекая, что он - не цель, а средство, не господин, а слуга. Главная партия в интерьерном спектакле отдана планировке, на которую "нанизаны" архитектурные элементы.
Их не много, но каждый является полноценной конструктивной деталью. Так, карниз, "оторванный" от потолка, зрительно увеличивает его высоту. Перегородка между гостиной и столовой создает иллюзию автономности помещений, но в то же время пространство абсолютно прозрачно. При открытой двери связь этих зон обеспечивают сквозные проемы. При закрытой двери появляется проход, существование которого, кажется, лишает дверь смысла. Но в данном случае важна не сама функция, а ее иллюзия, обеспечивающая разнообразие интерьерных "сценариев".
Пожалуй, самый эмоциональный элемент - лестница, закрученная, словно спираль ДНК. Ее индустриальный характер - дань увлечения хозяина русским конструктивизмом. Ступени из рифленого алюминия, ограждение из плексигласа и стальной поручень, на всем своем протяжении имеющий единственный шов, - в каждой детали читается уважение к Владимиру Татлину и его башне.
Жесткое зонирование по принципу "день" и "ночь" позволяет сполна насладиться и обществом, и полным уединением. Еще одно важное свойство квартиры - полное "отделение" быта от публичной стороны жизни. Оттого, что все детали выверены и не случайны, квартира больше напоминает не жилье с присущим ему набором функций, а совершенный инструмент, настроенный по камертону хорошего вкуса и абсолютной свободы от стереотипов.
"Работа над этим проектом велась под лозунгом "мы не хотим никого удивлять". Можно сказать, что здесь счастливо совпали желание заказчиков (хотевших получить интерьер не столько роскошный, сколько удобный) и мой творческий принцип: я считаю, что хорошая архитектура должна быть "скучной". На мой взгляд, удалось добиться и того и другого: удобства и сдержанности, которые, как правило, присущи добротным вещам".