Легенда современной архитектуры: Норман Фостер и его самые знаковые проекты
Имя Нормана Фостера нельзя не знать тем, кто увлекается архитектурой. В портфолио известного профессионала и его студии — здания-символы, передовые технологии и проекты завтрашнего дня.
Подросток из Манчестера, бросивший школу, может поступить в Йельский университет? Да, если это Норман Фостер. А перед этим — выиграть два престижных конкурса: городской и государственный. Потом устроиться на работу в лондонское архитектурное бюро — и рисовать так, что работодатель в восхищении повысит его по службе. Сегодня в восхищении архитектурным даром Фостера пребывает весь мир. Ему — 85. А бюро Foster+Partners Фостер основал в 1967-м.
Знаковые здания: Мэри Экс, Hearst Tower и купол над Рейхстагом
Лондонский небоскреб Мэри Экс (неофицально — The Gerkin — «корнишон») Фостер построил в 2004-м. И если до этого, впервые приезжая в Лондон, турист радовался встрече с Биг Беном, то теперь именно башня Мэри Экс привлекает все внимание. Определённо, появление этого здания по-новому расставило акценты.
Дом-огурец выбивается из окружающей застройки, контрастирует с ней. Это вообще любимый приём Фостера: подчеркнуть уникальность своего проекта, сыграв на контрасте.
И так же, допустим, его Hearst Tower в Нью-Йорке, или купол над Рейхстагом в Берлине: доминируют, но не подавляют, а заодно увеличивают туристическую привлекательность места. Фостер любит строить из стали и стекла, для его зданий характерны хорошая естественная освещённость, экономное энергопотребление и визуальная лёгкость образа.
«Дом-ананас» и другие проекты в России
Но если задача стоит другая — подчеркнуть богатство местного ландшафта, то и формы Фостер выбирает другие, близкие к природным. Посмотрите, как смотрится с высоты птичьего полёта отель Mriya Resort & SPA по проекту Foster+Partners, расположенный в окрестностях Ялты.
В 2020 году в нашей стране появилась яркая достопримечательность: дом-ананас в Екатеринбурге. «Ананас» — это народное название башни, в которой располагается офис «Русской медной компании». У архитекторов бюро Foster+Partners была идея символически изобразить в архитектуре здания молекулярную решётку меди, и, как считают специалисты, аналогия удалась. Металлическая конструкция сделана из прочной стали, тонированной под медь. Здание доминирует над окружающей малоэтажной застройкой, эффектно контрастируя с ней. Внутри — элегантный интерьер и «умная» технологическая начинка.
Гений, спору нет. Однако Фостера в одной заданной «точке» не должно быть слишком много — иначе пропадает фирменный эффект контраста. Далеко не всё задуманное архитектором сбылось в нашей стране. Например, не были построены небоскрёб «Россия» (который должен был стать самой высокой башней, выше Останкинской) и «Дом-апельсин», запланированный вместо Центрального дома художника в Москве. Идея сноса ЦДХ тогда не понравилась москвичам, и «Апельсин» остался лишь проектом. Как и башня «Россия».
И другие проекты, которые стоит знать
Технологии будущего
Вообще, бюро Фостера не мыслит архитектуры без новейших технологий. Интересуется ими и участвует в их тестировании. Так, например, на официальном сайте Foster&Partners появился материал о том, как на строительстве комплекса зданий в Лондоне архитектурное бюро использует роботов. «В рамках программы раннего внедрения Boston Dynamics компания Foster+Partners изучает возможность использования Spot®, маневренного робота, который легко поднимается по лестнице и пересекает пересеченную местность», — сообщает пресс-служба бюро.
У компании есть не фантастический, а вполне реалистический проект дома на Луне. В нём просчитано в том числе и то, как использовать в строительстве цилиндрический модуль от ракеты и напечатанные на 3D-принтере модули из реголита (лунного грунта), которые смогут защитить человека от радиации.
Фостер в Инстаграм
Архитектор проектирует, читает лекции, катается на велосипеде, любуется ретро-автомобилями, гуляет со своей собакой. И это может увидеть каждый пользователь социальной сети.