Лекарство против скуки
четырехуровневый дом общей площадью 777 м2 Наталья Терновых Внутреннее устройство частного дома, напоминающее о бурлящей жизни и контрастах большого города. Яркое и красочное декоративное решение
в галерею
Дом прекрасно приспособлен для активного отдыха и шумных дружеских встреч. На четырех уровнях (от подвального этажа до мансарды) достаточно места для развертывания поистине городского ландшафта. Дизайнер без предисловий открывает взору посетителя кульминацию интерьерной композиции. Это, без преувеличения, весь первый (гостевой) этаж. Его декоративное решение, подобно праздничной феерии, отличается яркостью и красочностью. На "центральной площади" - в гостиной - разбит "английский газон" из зеленого ковролина с длинным мягким ворсом. "Брусчатка" улиц (прихожей и коридоров) имитирована плиткой неправильной формы, а тихие полутемные лестничные "переулки" покрыты деревянным настилом.
По словам архитектора Натальи Терновых, оформление этого этажа получилось адекватным темпераменту хозяина, любящего принимать гостей, умеющего с увлечением работать и отдыхать. Архитектор и заказчики (молодая пара с двумя детьми) быстро разглядели друг в друге единомышленников, поэтому найти взаимопонимание им не составляло труда.
У самого порога нас встречает любимая цветовая комбинация владельца дома - сочетание желтого и синего, дополненное бирюзовыми и зеленоватыми оттенками керамической мозаики пола, вставных стеклоблоков и смальтовой инкрустации дверей. В прихожей и гостиной такая же цветовая гамма - единство и борьба синего и желтого. В этой "диалектической" схватке участвуют и многоцветный камин, и мебель, и разнообразные покрытия пола. Не остались в стороне и потолки: в пределах одной и той же гостиной можно оказаться и в условиях искусственного дня (он "поддерживается" круглые сутки огнем камина и светильниками в виде солнца), и в условиях ночи под звездами точечных ламп на темно-синем сегменте потолка. Фактура стен гостиной необычна - своеобразный "коврик".
С помощью шпателя на них нанесены длинные хлопковые волокна, окрашенные в сиреневый, голубой, желтый и белый тона. Ворсистая поверхность стены, как бы покрытая завитками овечьей шерсти, включается в общий веселый ритм интерьера. Пестрые, сменяющие друг друга краски напоминают светомузыку, переведенную на язык отделочных материалов.
Практически все проемы на первом этаже имеют неправильную форму. Создается впечатление, что строгие прямоугольные двери просто тесны для кипучей энергии как обитателей дома, так и его посетителей. Этот поток словно раздвигает узкие рамки традиционных проемов и придает им причудливые асимметричные очертания.
Помимо цветового и геометрического буйства, гостя поражает ряд необычных предметов и деталей - местных "чудес". Например, в одну из стен в холле вмонтирована водяная панель с подсветкой. Движущиеся пузырьки и их отблески на рельефной поверхности стеклоблоков и металлических перилах лестницы придают дополнительную динамику всем элементам композиции.
Во время прогулки по этому "парку развлечений" можно заглянуть в гостевой санузел и с удивлением заметить, что матовая поверхность раковины становится прозрачной при попадании на нее воды.
В наследство от ранее работавшей на строительстве дома бригады осталась внушительных размеров чаша бассейна: новые мастера сочли целесообразным оставить ее неизменной. Однако комната, где находится бассейн, изначально была значительно приподнята над полом первого этажа, поэтому все прилегающие к ней помещения - холл, студию для дегустации напитков со специальным пивным охладителем и сауну - пришлось "подтягивать" до заданного уровня с помощью полукруглых ступеней, небольших подиумов и т. д.
Вслед за ними и полы противоположного крыла дома, где расположены гостиная, столовая и кухня, получились сложной конфигурации. Подъемам и спускам пола вторят потолки, то нависающие, то уплывающие куда-то ввысь. Основная функция такой перебивки пространства - визуально сузить и сделать более уютными необъятные гостиную и столовую. Хозяева пожелали не загромождать дом лишней мебелью. Пространственные "игры" и яркие цветовые контрасты стали альтернативными средствами формирования композиции.
Бассейн, ставший первоначальным импульсом пространственных преобразований первого этажа, примечателен не только благодаря внушительным размерам (его длина - 8 м, ширина - 4 м, глубина - 2 м), но и необычной форме: круглый детский "лягушатник" и вытянутая ванна для взрослых слиты в единое целое. Помимо этого к залу примыкает помещение сауны. Этот мини-аквапарк претендует на звание одной из главных достопримечательностей дома-города. Синяя и бирюзовая мозаика образует вокруг чаши бассейна очертания плавников и глаз гигантской рыбы, внутри которой как бы находятся купальщики. Этот силуэт особенно хорошо прочитывается с балкона второго этажа, довольно низко нависающего над водой.
Это дает архитектору и владельцам дома повод полушутя заявлять, что с него как с вышки можно нырять в воду без риска для жизни. Возможно, самые отчаянные посетители кабинета, стеклянная дверь которого выходит на этот балкон, отважатся прыгнуть в воду, разгоряченные пребыванием в "жарком" офисе. Дело в том, что здесь дизайнер смело отошел от сине-желтой гаммы и сделал дверные рамы и потолки кабинета ярко-алыми, а стены "одел" в пробку, испещренную красными прожилками. Кабинет явно контрастирует с видимым через стекло балконной двери бирюзовым бассейном, дышащим спокойной прохладой. Можно предположить, что в своеобразной цветовой мифологии красный цвет связывается с мужским началом. Этот оттенок - метафора таких понятий как жизненная активность, созидание, борьба. Столь же интенсивный оттенок в этом доме встречается только в бильярдной: там современные рыцари, отложив оружие (коллекционные образцы вскоре будут развешены на одной из красных стен), ведут бои на зеленом сукне стола.
Тот факт, что на втором этаже находятся частные покои хозяев, не заставляет страсти утихать. Алый кабинет - яркий тому пример.
Правда, в спальню хозяев возвращается тема столкновения и единения синего и желтого. Это единение происходит в окружении эротических видений - главной темы картин вокруг алькова. Над кроватью по кругу потолочного плафона, в центре которого - обычная люстра, пропущены белые и голубые неоновые трубки. Такое освещение добавляет интимной атмосфере особую ноту. Можно вообразить, что спальня находится не в тихом семейном гнезде под Москвой, а скажем, где-нибудь в далеком Лас-Вегасе.
Но вот гость по лестнице, пронизывающей всю вертикаль дома, попадает в мансарду. Чтобы лестничные марши не показались скучными, ступеньки сделаны из дуба и сопели - пород дерева, отличающихся друг от друга по цвету. В мансарде вас ждет долгожданный покой: вагонка орехового цвета, а также имитация старой кирпичной кладки дарят отдых глазу и способствуют релаксации. Здесь, в тишине, появляется возможность подумать о том, что жизнь удивительна и многогранна, и что, наверное, не стоит прятаться от нее в свою скорлупу. О том, что здорово, все-таки, жить в доме, где царит атмосфера большого, отчасти сказочного города, где день и ночь сливаются в единый красочный карнавал, где улицы утопают в море огней, где нет места скуке и унынию.