При создании интерьера этой петербургской квартиры творческий коллектив студии «Формат А5» - Александр Плаксиев, Елена Мелещенко и Елена Никулина - следовал логике самого пространства«Для нас важно было сначала выстроить архитектурный каркас, который впоследствии оброс декоративной оболочкой, - рассказывает Александр Плаксиев. - Ядро пространства - внушительная двусветная гостиная. Она организует вокруг себя все остальные по мещения. Во входной зоне сразу же задается основная ось, которая указывает направление к гостиной. Вторая ось берет начало от мощного вертикального акцента в прихожей - витража - и «направляет» в помещение столовой. Архитектурно оформив эти два русла, мы практически полностью избавились от коридора, присоединив его к «телу» квартиры, сгладили несоответствие небольшой входной зоны и огромного основного объема». Так или иначе, в гостиную выходят практически все помещения двухуровневой квартиры, исключая лишь некоторые спальные комнаты. Даже в кабинете на втором этаже есть окно в гостиную. «Таким образом, где бы вы ни находились, вы все время ощущаете себя в общем пространстве, - поясняет Елена Мелещенко. - Большая удача, что заказчики согласились на такую «прозрачность» интерьера, это позволило нам трактовать его как театральное пространство...» Главным действующим лицом этого спектакля стала лестница. По своему сценическому статусу она обязана быть вальяжной, а значит, достаточно пологой и длинной. Но, выстроенная таким образом, она заняла бы всю площадь гостиной, что было недопустимо. Тогда появилась идея закрутить лестницу улиткой. При этом главная задача заключалась в создании легкой, «летящей» конструкции. Лестница выполнена из перекрестных металлических пластин, обшитых тонкой гнутой фанерой. В результате удалось добиться двойного эффекта: визуальная легкость конструкции сочетается с ее жесткостью и стабильностью. Форма лестницы абсолютно биоморфна: подобно фантастическому цветку на тонкой ножке, она вырастает из пола и раскрывает свои лепестки-ступеньки. Авторы шутя именуют лестницу лодкой за сходство с днищем яхты.
Стилистические линии, которые угадываются в этом интерьере, - это намек на ар-деко и стилистику 60-х годов XX века. Эти мотивы читаются в формах мебели, светильников и декоре стеновых поверхностей. Простые формы и сдержанность стиля 60-х уравновешивают роскошь ар-деко.
Этот интерьер во многом репрезентативен. Он создан для церемоний, здесь часто принимают гостей. Суета ежедневной жизни не для таких пространств, поэтому, по признанию архитекторов, здесь допустима доля театральности, доля эклектики, которая отвечает атмосфере праздника и позволяет смешивать стили.
Архитектор Александр Плаксиев:
«Изнанка» лестницы - поверхность двоякой кривизны, ее обшивали плоским шпоном японского клена - сикоморы. Эта ювелирная работа потребовала огромного мастерства. Тонкие пластины шпона вырезали и приклеивали, причем форму выкройки меняли каждые 10-12 см. Сикомора красиво бликует и переливается: поверхность кажется затянутой шелком, а пластичная форма позволяет шпону работать на 100%»