Марсель Вандерс: «Современная вещь — значит лишь то, что завтра она будет неактуальной»
Презентация коллекции сантехники New Classic, которую Вандерс разработал для фабрики Laufen, стала поводом для разговора о важных задачах для дизайнеров нашего времени.
SALON: Современные технологии очень сильно меняют мир, и многие дизайнеры пытаются найти для них новые образы. Почему же Вы в новой работе обратились к классической эстетике?
— Я не верю в то, что предметный мир непременно должен принимать новые формы, нам нужно быть с этим осторожными. Ведь новое — это самая ненадежная и недолговечная характеристика вещей.
Если единственным качеством вещи является то, что она новая, оно исчезнет через пару секунд. Если вы хотите создавать вещи, которые будут жить долго, то не «новое» должно быть целью, а «хорошее», «умное», «прекрасное». Мы на протяжении ста лет торжества модернизма думали, что новое — это что-то хорошее, и это, на мой взгляд, трагическая ошибка. Я уверен, то что модернизм не релевантен. Современная вещь — значит лишь то, что завтра она будут неактуальной. За последние сто лет было создано общество потребления и общество выбрасывания. И если мы смогли бы изменить такую ментальность, это было бы прорывом. Сейчас нам нужно найти возможность создавать вещи, которые будут жить вечно. Это должны быть вещи, наделенные большим смыслом, которые становились бы значимыми для людей, служили бы им долго, вызывали желание их сохранить для будущих поколений. И в этом я вижу задачу дизайнеров. Мы можем добиваться этого с помощью новых материалов и новых технологий, а можем по-новому использовать старые проверенные технологии.
S: Как вы думаете, чем запомниться предметная среда нашего времени для будущих поколений?
— Это очень грустный вопрос. Я думаю, что очень мало вещей сохранятся в истории и будут этого достойны. Самое запоминающееся, что мы создали и что определяет наше время – это смартфон. Но вы взгляните на него! Если быть честным, то это — уродство. Представьте его в музее через много лет: он уже не будет работать и никто не захочет даже смотреть на него. Потому что, перестав быть новым, он потеряет какую бы то ни было ценность. Станет мусором. И таких вещей много. И если взглянуть на эту ситуацию в целом, то мне как дизайнеру от этого грустно и стыдно. Нам нужно быть лучше, но мы живем в культурной среде, которая нам в этом не помогает.
S: Но тем не менее вы создали восхитительную коллекцию для Laufen. Как вам работалось над ней?
— В компании Laufen трудятся очень приятные люди, с ними было легко и весело общаться, поэтому это был весьма занимательный проект. Кроме того, они являются суперпрофессионалами, очень организованными и четкими, знающими и любящими свое дело. Мы работали очень интенсивно, сутками не бывали дома, спали в отелях… но если вы работаете с друзьями, то всё это очень вдохновляет. Все мои идеи принимались и обсуждались, потому что мы работали с умным клиентом, и могли слушать друг друга. Да, я наслаждался сотрудничеством с Laufen, без их возможностей и технологий мы бы этого не сделали.
S: Вы будете продолжать сотрудничество?
— Я надеюсь на это. В данным момент мы готовимся запустить в производство эту коллекцию, она станет доступна для заказа в ближайшие месяцы и, надеюсь, что люди полюбят её.