Материк нераскрытых возможностей

квартира фирма "Материк"

Дата публикации: 01.05.2001

Фото: Зинон Разутдинов

Журнал: N3 (4) 1995

"Европейское качество" и "эксклюзивный дизайн жилого интерьера" сегодня сулят заказчику многие строительные фирмы. Добросовестный исполнитель действительно в состоянии обеспечить достаточно высокий уровень строительных и отделочных работ, однако в душу нет-нет да и закрадывается каверзная мысль: а стоит ли овчинка выделки? Окупает ли результат огромные деньги, вложенные в "евроремонт"?
Можно, конечно, обойтись без услуг специалистов. Просто нанять рабочих и, прихватив с собой бригадиров, отправиться в странствие по магазинам. А еще лучше - поручить это занятие супруге. Только вот как вам (или ей) сориентироваться на обширном рынке мебели, сантехники, стройматериалов? Как подобрать то, что по качеству, и по внешнему виду будет соответствовать вашим представлениям об идеальном доме?
В фирму "Материк" обращаются разные люди. У каждого из них есть свой неповторимый жизненный опыт.
Как правило, есть и свой опыт ремонта квартиры - порой малоприятный. Люди привыкли: за них их проблемы никто не решит. Поэтому, придя к архитектору или художнику по интерьерам, многие начинают объяснять профессионалам, чем им следует заниматься, на что обратить внимание. Все равно как если бы мы, придя к врачу, начинали рассказывать ему, что и как лечить. Между тем, кто как не заказчик обязан четко сформулировать свои пожелания и положиться в дальнейшем на профессиональный уровень и вкус художника?

В соавторстве с заказчиком

- Все намного сложнее, - возражает архитектор Владимир Воробьев. - Строго говоря, заказчик никому и ничего не обязан. Он ведь обращается к нам как полноправный партнер. И интерьер, который мы сделаем, - ему ведь в нем жить десятилетия. Конечно, существует грань, которая отделяет сферу притязаний заказчика - и нашей, так сказать, профессиональной компетенции. Но грань эта вроде водораздела - размыта. Достаточно, если заказчик просто будет понимать, что эта грань существует.
И если архитектор уверен, что требования заказчика выходят за рамки хорошего вкуса, он просто обязан вмешаться. Целиком отдаваться на волю волн ни в коем случае нельзя. Но, с другой стороны, если будущий хозяин предъявляет к интерьеру определенные требования - это нормально. Мы же, в конце концов, стремимся создать индивидуальную обстановку. А создать индивидуальную обстановку "ни для кого" невозможно. Только персональное видение заказчиком интерьера создает жизненный контекст дизайнерского решения, интригу, вокруг которой закручивается сюжет будущей квартиры. В соавторстве с будущим хозяином удается порой создать нечто такое, что самому художнику и в голову прийти не могло...

"Берем нужную вещь и ставим ее на нужное место"

Мы беседуем с генеральным директором фирмы "Материк" Александром Пушкиным и архитектором Владимиром Воробьевым в одной из квартир, построенных "Материком". Разговор у нас идет о проблемах эксклюзивного дизайна интерьера в России, а окружающий нас интерьер являет собой живую иллюстрацию ко многим спорным моментам беседы.
Ну, вот, например: светильники -здесь, в этой квартире - изготовлены по специальному проекту архитектора. Фирма "Материк" осуществила весь цикл разработки и изготовления уникальных светильников; была детально продумана конструкция, выбран материал - нефрит, соблюдены десятки технических условий... И все это - чтобы фантазия архитектора воплотилась в реально действующем изделии. Неужели нельзя было взять каталоги какой-нибудь солидной западной фирмы и подобрать по ним подходящие светильники? Каталоги включают сотни, тысячи позиций - разве этого мало?

Наши собеседники терпеливо объясняют: разница между готовой вещью и уникальным изделием для конкретного заказчика - не только в ценах. Вопрос в творческой позиции художника. Если он действительно хочет создать неповторимый интерьер, ему не с руки будет искать по чужим каталогам светильники, мебель, аксессуары, изготовленные по чужому проекту.
- Кто-то из великих художников, на вопрос, как он работает, ответил: "Я просто беру нужный цвет и кладу его на нужное место", - рассказывает Владимир Воробьев. - Точно так же и мы: берем нужную вещь и ставим ее на нужное место в квартире. А поскольку квартиру мы создаем эксклюзивную, то и вещь не может быть массового производства. Стандартный предмет на нестандартном месте - это перекос, не только нарушающий стиль интерьера, а просто режущий глаз. Вы заметили, как часто люди переставляют мебель с места на место. Это и понятно: стандартный шкаф или стол создан для любого места - а следовательно, нигде не будет на своем месте! Вот мы и ищем всю жизнь, куда его поставить. Ищем, а найти не можем...

Евроремонт - отнюдь не предел совершенства

Все это прекрасно, но что может противопоставить этой не слишком удачной практике... ну, скажем, тот же "Материк"?

- Мы не обещаем реализовать любую, самую фантастическую идею, -вступает в разговор Александр Пушкин. - Однако три года существования нас кое-чему научили.
Современный уровень выполнения строительных и ремонтных работ задается мировой индустрией - и мы стремимся.отслеживать и осваивать все современные технологии, все новейшие строительные и отделочные материалы. В то же время "Материк" связан с десятками отечественных изготовителей уникальных вещей: лепщиками, резчиками, кузнецами и т. д. Сегодня мы можем создать интерьер в любом стиле и организовать весь комплекс работ. Это и на ценовой политике сказывается. Мало того что цены у нас значительно ниже того, что требуют западные фирмы. Мало того что, в отличие от большинства исполнителей, у нас стоимость работы не зависит от стоимости материала. Наш подход к заказчику и к работе предполагает отказ от предоплаты: это неудобно для заказчика и, в общем-то, для нас. Мы предпочитаем поэтапную оплату, которая позволяет заказчику быть в курсе наших трат и реально оценивать обоснованность наших тарифов.

Многие сейчас находятся под обаянием магического слова "евроремонт".
Мы ведь порой относимся к американскому или европейскому "паспорту" изделия не только как к свидетельству высокого качества -это-то было бы еще понятно! - а едва ли не как к самодовлеющей ценности. Но что, в сущности, такое пресловутый евроремонт? Это означает, что заказчик получает квартиру чистенькую, гладкую, насыщенную всем необходимым - но стандартную, не предназначенную для конкретного человека. Западные строительные фирмы как работают? Заказчику демонстрируют, какие имеются в распоряжении светильники, плитки, какие двери, какие дверные ручки. Все это, не спорю, качественное, но типовое, стандартизованное. Что-то для вас сделают на заказ, однако об эксклюзивном дизайне надо забыть.

Вещи, которых нет в каталогах

Александр говорит уверенно, но отнюдь не категорично. Ни в коем случае не стоит хулить работы других фирм. Просто следует отдавать себе отчет: на каталогах и серийной продукции настоящего эксклюзивного интерьера не сделаешь. Настоящий, живой интерьер собирается по крохам, по вещичке - только тогда он производит должное впечатление.
Сегодня в России это не так-то просто. Очень немного мастерских, создающих действительно уникальные вещи. Парадоксальная ситуация: есть архитектор, придумавший какую-то деталь, есть заказчик, эту деталь утвердивший, но нет мастера, который бы ее воплотил в жизнь.

- Изготовить в России ткань, светильник, что-то из мебели, какие-то декоративные детали, вещи ручной работы - все, что должно оживлять интерьер, сегодня невероятно трудно, - рассказывает А.Пушкин. - А заказывать все это на Западе - каждое изделие обойдется вам, как автомобиль "Феррари"...

Разговор с общих проблем обустройства современного жилья неожиданно переходит на трудности, с которыми архитекторы и дизайнеры сталкиваются каждый день. Вот, оказывается, не последняя по важности задача: найти мастеров, не утративших еще вкуса к штучной, выполняемой по индивидуальному заказу работе, свести их вместе, и, таким образом, сделать явью замечательные проекты, которые без этого остались бы на бумаге.

За эксклюзивом - будущее
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

АрхиЁлка-2024: обновили программу! Еще больше возможностей прекрасно провести вечер

С 1 ноября цена изменится. Не упустите возможность приобрести билеты по выгодной цене.

#Новости

Подарки на Новый год: коллаборация Gucci

Мануфактура муранского стекла выпускает ёлочные игрушки вместе с Модным домом.

#Новости

АрхиЁлка состоялась

В начале декабря после перерыва журнал SALON-interior вновь провёл свою легендарную АрхиЁлку.

#Новости

Мебель с историей: Zanotta, Asko, Lema, Cappellini, Flou

Предлагаем погрузиться в истории пяти международных брендов, которые играют ключевую роль в развитии современной индустрии. Их предметы и новаторское видение без преувеличения изменили мир дизайна и до сих пор продолжают формировать дизайн-среду.

#Новости