Мелодии застывшей травы
особняк общей площадью 850 м2 Дмитрий Величкин, Николай Голованов, Вячеслав Виноградов Сплав "дома прерий" Райта с "бюргерским" домом в мягком преломлении сквозь призму модерна, воплощенный в частном особняке
в галерею
Заказчики хотели видеть свой особняк романтичным, "бюргерского", так сказать, типа - именно таким, как на старинных улочках западноевропейских городов. Этот облик наиболее полно отвечает представлениям владельцев об уюте, о душевном комфорте. Основной заботой архитекторов на первом этапе был поиск устоявшихся от века пропорций фахверкового домика. Ведь расположение балки на 15-20 см выше или ниже существенно для достоверности выбранного стиля. Фасад разделили на три пояса: рустованный из камня, которым оформлен низ дома; второй, ритмично прорезанный рустом, отделанный бежевой штукатуркой; и, наконец, верхний, украшенный белым поясом с фахверком.
Особенно ярко архитекторы продемонстрировали возможности материалов на центральном фасаде: облицовка камнем не только усилила выразительность входной зоны, но и придала ей некую таинственность. Особняк и природное окружение, обрамляющее его подобно прелестной ажурной раме, смотрятся на редкость органично.
Дом как бы водружен на постамент - прелестную искусственную площадку - и манифестирует центр композиции, в то же время придавая значимость сооружению. Большой парк заметно вырос за время работы над проектом. Система террас и наружных лестниц увязывают архитектуру с ландшафтом и формируют живую одухотворенную среду. "Хотелось бы считать, - говорит Николай Голованов, один из создателей этого проекта, - что нам удалось выполнить главную цель. Так как здесь мы стремились именно к созданию атмосферы, а не к реализации жесткого интеллектуального подхода к дизайну. Экстерьерное решение дома было трансформировано в сторону известных ассоциаций. Своего рода сплав Райта, его "дома прерий", с "бюргерским" домом - это и было источником поисков. Нас более волновало соединение цветов, фактур, чем выстроенность холодной стратегии и чистота бесстрастных линий". Упомянутый образ мягко преломлен сквозь призму модерна.
Хотя в доме не встретить прямых цитат из архитектуры ар деко, и элементы декора, использованные при оформлении, не тождественны с образцами, созданными в 20-30-е годы, влияние модерна все же ощутимо. Лейтмотивная в этом смысле стилевая примета - тонкая чарующая "мелодия", создаваемая извивающимися стеблями травы, словно застывшими на кованых ограждениях лестницы, повторенная в линиях люстры...
Принцип устроения внутренних помещений соответствует вполне устоявшемуся типу особняка: в нем есть все необходимые помещения, чтобы обеспечить нормальное комфортное проживание для семьи из четырех человек.
С первых шагов посетитель попадает в ясный доброжелательный мир. Легкий портал вестибюля, выполненный в классических парадных традициях, поддерживается стройными колоннами с изысканным рисунком кованых ограждений. За дверями вестибюля - кухня и комплекс, состоящий из парной и бассейна. Гостиная, залитая светом, удивительно уютная, элегантная и домашняя одновременно.
Этот высокий зал, после более камерной входной зоны, воспринимается словно пространство, которое обещает множество впечатлений.
Так как изначальное зонирование противоречило классическим композиционным принципам, авторы "исправляли" эти огрехи при помощи... лестницы. Расположенная каскадом, она логично распределяет объемы - двусветную гостиную и более пониженную вестибюльную зону. Контрастное сочетание четко очерченных деревянных ступеней и поручней с грациозными завитками кованых ограждений также сообщают о принадлежности этого главного конструктивного элемента гостиной к традициям модерна. Лестница объединила два этажа, придала интерьеру динамизм, логичность и в то же время явилась важным стилеобразующим элементом: именно ей отведена ведущая роль в напоминании об архитектурных традициях, об эстетических концептах интерьера.
Великолепный камин - композиционная доминанта гостиной.
Этот "эстетический камуфляж" при этом выглядит весьма нетривиально и относится к одной из весьма удачных дизайнерских находок. Второй этаж также начинается с гостиной, где на антресолях помещается библиотека - чрезвычайно уютное, несмотря на относительно небольшой размер, помещение.
Из-за рационально использованного пространства в коридоре на втором этаже (там были перенесены перегородки спален) удалось расширить детские комнаты и создать в коридорном пространстве благородную симметрию.
Спальня хозяев элегантно проста и несколько сентиментальна. Уютный эркер, обрамленный деревянной аркой и приподнятый на подиум (который возник вследствие необходимости утеплить пол), получил дополнительное "театральное" измерение.
Детские оформлены в современном ключе, с использованием "продуманной" рациональной немецкой мебели. На потолке помещена конструкция в виде как бы "летящего" решетчатого крыла, к которому можно подвесить множество вещиц, столь необходимых маленькому народу в их серьезной, полной приключений и неожиданных идей, жизни.
Мебель, подобранная для дома, возможно, могла бы иметь и более выраженный жанровый характер, чуть более связанный с историческими прототипами, но авторы не пошли на это сознательно. Выбирались образцы достаточно монументальной формы, но соответствующие интерьеру более по фактуре, цвету, чем по стилистическим параметрам.
И оказалось, мебель дня сегодняшнего прекрасно вписывается в интерьер. Она функциональна, обладает всеми достоинствами современной эстетики, комфортна, не перегружена излишней деталировкой и тем самым вносит целесообразное соотношение между чередой исторических ассоциаций и нашим временем.
Надо отдать должное заказчице, принимавшей непосредственное участие в работе, особенно на последней стадии декорирования. Этот фактор сыграл не последнюю роль в успехе проекта. В доме нет ничего случайного, все на своем месте. И в этом чувствуется не фотографическая "постановочная" гармония, а динамика самой жизни, продуманная организованность жилья.
Дом получился именно таким, каким мечтался. В его облике, как внешнем, так и внутреннем, надежно воплотились устойчивые, знакомые всем с детства представления о стабильном семейственном европеизме - средоточии покоя, незыблемости домашнего бытия, его внутренней непротиворечивости.