Миф о Гиацинте

Старинные предметы интерьера с воплощенными в них растительными и цветочными мотивами. Соотношение стиля и формы.

Дата публикации: 20.06.2001

Фото: Михаил Степанов

Текст: Наталья Уточкина

Журнал: N4 (60) 2002

Антиквариат - это не просто старинные вещи. Это способ чувствовать времена и стили, соотнося вечное с непрерывной жаждой обновления. Это образ жизни человека, вовлеченного в магический круг древностей и раритетов.

Екатерина Великая, страстная собирательница редкостей, на комплименты Дидро отвечала с обескураживающей искренностью: "Я не любительница, я просто жадная". Сегодня завсегдатай антикварных салонов от Москвы до Коломбо - искушенный и утонченный индивидуалист, создающий материальную историю для частного обладания.

Антиквариат "подвижен" в обращении. И в то время как национальное культурное достояние покоится в музеях, антиквариатом можно владеть, его можно продавать и покупать.
Любовь к старинным вещам избирательна и взыскательна. От антикварной вещи покупатель и поклонник требует много больше, чем от современного изделия.

"Диалог" интерьера и раритета складывается не вдруг, у каждого "участника" - свой характер и свои притязания. Форма и материал, цвет и фактура старинного предмета самолюбивы и самодостаточны.

Цветочный орнамент на антикварных вещах, особенно фарфоре, серебре или мелкой пластике, при всей изысканной и мягкой женственности имеет склонность к некоторому дидактизму.
Логика развития формы всегда связана с диктатом стиля.

Барокко с его пристрастием к буйной разноцветной флоре пленяет своеобразным респектабельным авантюризмом. Наивные и помпезные одновременно, фарфоровые цветы XVIII века сочетают бутафорскую роскошь и трогательную хрупкость. Объемные, округлой формы яркие цветы отвечают духу барочной избыточности: розы и еще раз розы, тюльпаны и фиалки сплошь покрывали поверхность. Модельер Мейсенской фарфоровой мануфактуры украсил свои изделия маленькими синими цветами, сильно выступающими за плоскость, и это новшество в технологии и крайняя сложность изготовления сделали их известными во всем мире под забавным и неопределенным названием "немецкие цветы".

Утонченные флористические мотивы модерна навеяны текучей пластикой лилий и ирисов - излюбленных цветов эпохи.
Мифы о Гиацинте и Нарциссе варьируются от балета до поэзии. Диапазон орнаментальных растительных пристрастий модерна колеблется: от пасторальной простоты лесных и полевых цветов до пряной экзотики орхидей. Мода на цветы вытянутой, удлиненной формы оказалась удивительно долговечной, будучи в основе своей просто модой на элегантность. Экстравагантные цветочные композиции модерна неизменно связывают с хорошим вкусом в духе Оскара Уайльда - его бутоньерками из гардений или подсолнухов. Когда золоченая резьба и красное дерево - повседневная обыденность, отношения с вечностью переходят в категорию дружеских связей. Реальность вневременного бытия растительного или цветочного мотива словно воплощает саму поэтику и трогательную пластику старинного предмета.
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

Не просто салон мебели: как архитектор оформила шоурум известной марки

Вслед за бутиками по всему миру — в Милане, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Майами, Тайбэе, Бейруте, Шэньчжэне — в центре Москвы, на Большой Якиманке, 15, открылся шоурум Henge —флагманский монобрендовый салон марки в России

#Интерьер #Магазины, салоны и шоу-румы #Москва

Новый адрес в Дубае — Hyde Hotel Dubai

В Дубае открылся новый отель бренда Hyde, первый за пределами США, «домашнего региона» компании.

#Новости

Koinè: инновационный светильник от Luceplan

Новинка Luceplan даёт ровный, не раздражающий глаз свет — за счёт специальных линз.

#Новости

Стоит ли делать ставку на модные оттенки осени: 5 мнений дизайнеров

Зеленые, ржавые и угольные оттенки на пике популярности. Узнали у дизайнеров, насколько они актуальны для российских интерьеров.

#Интерьер