Мифический сад Федора Шехтеля
Посольство Австралии в Москве. История и современность усадьбы, построенной русским архитектором Федором Шехтелем в стиле модерн
в галерею
Затем входившая тогда в моду полиграфия - молодой художник занимался книжной иллюстрацией, рисовал афиши, журнальные обложки и даже меню торжественных обедов. Он принимал участие в декорировании городских гуляний и праздников. В этом смысле поистине триумфальным событием для Шехтеля стал заказ на художественное оформление Москвы к коронации Николая II. Наконец в 1893 году Федор Осипович получил диплом техника-строителя, дававший право возводить жилые дома.
И уже через три года к нему пришла подлинная слава: москвичи валом валили на Спиридоновку, чтобы увидеть настоящее чудо неоготики - купеческий дворец Морозовых. Неудивительно, что после столь громкого успеха от заказчиков не было отбоя. В 1901 году к Шехтелю обратилась мадам Дерожинская, имевшая славу едва ли не самой взбалмошной и эксцентричной особы Москвы. Возможно, именно это обстоятельство сыграло необычайно важную роль: Шехтель резко изменил характер своего творчества. Он увлекся модерном и "изобрел" совершенно новую стилистику.
Таков и дом в Пречистенском переулке, где ныне размещается посольство Австралии. Усадьба, бывшее владение г-жи Дерожинской, представляет собой единый ансамбль из особняка и окружающей его кованой решетки, поставленной на белый каменный цоколь. Изысканный ажур как бы предвосхищает созерцание необычного здания. Причудливо изогнутый металл повторяет заросли экзотического цветущего кустарника. Над этими листьями и бутонами, запечатленными в металле, возвышается "замок" в стиле модерн - бирюзовый, отделанный керамикой.
Несмотря на довольно сложные очертания контура, особняк все же можно назвать квадратным, но никак не с прямыми углами. Ибо Шехтелю по вкусу обтекаемые линии. Фасад, обращенный к переулку, имеет внушительный и торжественный вид. Возможно, такой эффект создает господствующая над ним "башня", в которую заключено пространство наиболее объемного помещения в здании - холл с овальным окном высотой с трехэтажный дом. Напротив окна - столь же грандиозный камин. Говорят, что большего в Москве просто не существует. По его сторонам расположены белые барельефы с обнаженными фигурами.
Весь камин окружен широкой деревянной рамой редкой красоты. Под карнизом - пояс с филигранной резьбой из цветочной вязи. Стоит отметить и блестящие бронзовые детали, форма которых повторяет наружную решетку. В том же стиле выполнены четыре люстры. Между потолком и стенами, обшитыми деревянными панелями, - довольно большие белые "пространства". Оказывается, Шехтель собирался заполнить их живописными фресками "Времена года", которые он заказал художнику Борисову-Мусатову.
Увы, хозяйка этот проект финансировать отказалась...
Кроме превосходной системы отопления (Дерожинская возжелала иметь радиаторы почти современного образца) в особняке была уникальная по тем временам система освещения. Например, в гостиной потолок "выложен" затейливыми цветами, сердцевины которых - электрические лампочки. И еще одно интерьерное "чудо" - стены в этой комнате оклеены обоями, "отороченными" сверху деревянным кантом - фризом. За прошедшие сто лет обои, конечно, неоднократно переклеивались. Менялись шторы. Но карниз остался прежним.
Его, как и мебель для особняка, делали специально, на заказ, по эскизам Шехтеля. Кстати, сохранилось и кое-что из мебели. В спальне это высокие платяные шкафы достаточно простой формы с изящными бронзовыми ручками. В холле - несколько журнальных столиков. Но больше всех обстановкой мадам Дерожинской может "гордиться" парадная столовая. А именно - стеклянной горкой и двумя добротными дубовыми буфетами. Причем в один из них зодчий решил встроить камин.
Все предметы этой уникальной мебели имеют одинаковый декор: деревянные башенки и толстые хрустальные стекла. В столовой есть даже потайная дверь, за которой (как в сказке) - лестница. Да не простая, а винтовая, "в завитках", с чугунной решеткой. Ступени ведут и в подвал, и наверх, в комнаты.
Весь второй этаж теперь занимает канцелярия посольства Австралии, которому особняк Дерожинской принадлежит с 1959 года. Не так давно в нем поселилась новая хозяйка - посол Австралии в России госпожа Рут-Лоррейн Пирс. Несмотря на чрезвычайно насыщенный рабочий график, г-жа Пирс нашла возможность поделиться своими впечатлениями о жизни в столь удивительном доме.
"Меня не покидает ощущение, что я живу в музее, - сказала г-жа Пирс. - Подобная уникальность дает возможность чувствовать себя привилегированной особой. И поскольку это памятник архитектуры мирового значения, его необходимо сохранять в должном виде. Поэтому приходится тратить немалые средства из кармана австралийских налогоплательщиков...
Те, кто жил здесь до нас, переделали гостиную в спальню, а библиотеку - в ванную. Эти помещения мы восстановили по сохранившимся оригинальным чертежам Шехтеля. Следующий этап реставрационных работ - вернуть помещениям канцелярии жилой вид и "поднять" туда личные апартаменты посла".
Пока госпожа Рут-Лоррейн Пирс чаще всего пользуется библиотекой: здесь "домашний" рабочий кабинет. В нем есть антресоль со стеллажами для книг, на которую можно забраться по довольно крутой лестнице. Отдыхать г-жа Пирс предпочитает в "розовой" гостиной с камином, который уставлен безделушками, милыми сердцу нынешней хозяйки. Среди этих вещиц есть те, которые представляют художественную ценность. Из частных апартаментов г-жа Пирс поднимается работать на второй этаж. На лестнице горит медный фонарь с белым матовым стеклом, а от цветов исходит какая-то неведомая магическая сила. Замок-сад, мифический, загадочный и таинственный. Вполне возможно, в нем обитают духи прошлого. И если это так, то их надежно охраняет огромный паук - ручка у парадного входа...