Милан - 2007. Сменить обстановку

Репортаж с миланской международной выставки мебели

Дата публикации: 15.09.2000

Фото: Евгений Лучин

Текст и фото: Ольга Короткова

Журнал: N7 (118) 2007

Миланская международная выставка мебели - главное событие года в интерьерном мире. Значение ее шире, чем показ новинок мебели. Завсегдатаи предвкушают сильные впечатления, тусовщики - волнительные встречи, архитекторы - новые идеи, аналитики трендов - свежие, неожиданные комбинации форм, цвета, фактур. Такие ожидания оправдываются не всегда, год на год не приходится. Этот год, искренне говоря, сбылся

Историк искусства Макс Фридлендер заметил, что обыкновенный ботинок может рассказать нам о своей эпохе больше, чем кафедральный собор. Эта мысль о том, что простые предметы интереснее рассказывают о времени и о человеке, чем шедевры. Вещи, которыми мы пользуемся каждый день, скажем стол и стулья, знают о нас все. Первый стул появился в античные времена. А вот первые диваны - намного позже, при Людовике XIV, то есть почитай что вчера. Они напоминали несколько склеенных в ряд кресел. Но такие диваны мы не помним. Диваны, более или менее приближенные по образу и подобию к тем, на которых мы проводим время сегодня, - это, видимо, эпоха ар деко. С тех пор, однако, произошла революция - в дизайне, в понимании комфорта, во взаимоотношениях человека и вещи.

Поражает тот факт, что современная мебель на протяжении последних 10 лет видоизменяется так космически скоро, что у нормального посетителя ежегодной Миланской мебельной выставки возникают сомнения, что все это дикое количество мебели в любом обличье человечество способно "сносить", как ботинки. И выбросить не донашивая. То есть выражение "менять, как перчатки" актуальнее звучит "менять, как диваны", например. Или менять, как машины, - на совсем привычный теперь уже манер. В самые последние годы тезис "частота оборота" - про мебель - становится почти правдой. В данном случае скорее предложение рождает спрос. А не наоборот.

На выставке легко обнаруживаются стилевые черты того, что будут "носить" модные дома в ближайшем будущем. Если в гардеробе статусного (то бишь модного!) человека обязана быть обувь на все случаи жизни, то мебель тоже вполне удобно классифицировать в рамках этой привычной парадигмы. Деловому (и, подчеркнем, в этом сезоне крайне изящному в данном качестве) стилю, то есть тем самым классическим туфлям, которые надевают исключительно с костюмом или с чем-то, его имеющим в виду, типа фрака/смокинга/et cetera, соответствует огромный выбор мебели в таком же высоком - и потому нарядном (это модно!) - стиле. Предпочтительная гамма - черно-белая. Материалы - особым образом обработанная кожа (диван от ROSSI DI ALBIZZATE из коллекции, созданной вместе с Borbonese), лазерная перфорация кожи (диван от компании MOLTENI&C), "стеганая", как ватное одеяло, кожа - либо черная, либо белая (диваны от CASSINA), - клепки и кнопки на коже - главным образом блестящие. Еще одна сильно выраженная тенденция, которую для краткости обозначим "тема фортепиано", - черно-белое и при этом сильно лакированное.

Не менее ощутимо на выставке присутствовали бархатные обивки (самый модный цвет - лиловый). При сильном численном преимуществе черно-белой темы, в которой, к слову, бархат тоже был учтен в качестве дресс-кода. У таких консервативно-шикарных марок, как FLEXFORM, в центре стенда стояла тахта, заваленная бархатными подушками. Элегантность сдержанно-деловому стилю в интерьере придают покрытые многослойным лаком системы хранения (например, POLIFORM, MOLTENI&C). Либо четким ритмом выстроенные открытые стеллажи (компании FLEXFORM, MOBILEFFE, MOVE). Модный нюанс: полки на стеллажах либо располагаются ровной клеткой-решеткой, либо - как вариант - это асимметричные скопления полочек в разных точках стеллажной системы, сочетание длинных и коротких или узких и широких полок. В качестве аксессуара, которым обзавелись стеллажи к этому году, - там и сям закрытые дымчатым стеклом полки. То есть они не везде, а их именно чуть-чуть, совсем мало, в меру. Что-то вроде солнцезащитных очков, только на стене (RIMADESIO).

В дорогой категории мебели наипопулярнейшая древесина этого года - орех. Итальянцы нежно называют его Noce canaletto. Орех - дерево, и впрямь достойное возвращения в моду. Подчеркнем, что в классике орех всегда был на пике, если так можно выразиться про классику. А вот в павильонах с современной мебелью такого не было давно. Где-то полвека, между прочим. Тема парадно-нарядно-классическая продолжается темой casual. Это, как известно, расслабляющее, якобы случайно-как-попало-скомпонованное нечто, на самом деле еще-как-тщательно-продуманное о-го-го. В стиле casual можно выступить так, что все упадут. От вашего изящества, вкуса и красоты. То есть все в вас будет говорить о том, что вы человек релакса в ситуации тотальной серьезности и напряженности, что дела у вас идут лучше всех, раз вы позволяете себе розовый джемпер в разгар недели. Релакс, релакс и еще раз релакс. Итак, в домашней обстановке предметы мебели тоже могут выступить в жанре casual. Наряду с системами хранения и диванной зоной в интерьере теперь обязательно должна быть такая мебель, на которой чувствуешь себя как на пляже или на лужайке. Это разного рода лежанки, шезлонги, подвесные качалки. Пыльное слово "тахта" из советского лексикона единственно верно подходит для свежего тренда Миланской выставки. Очень и очень многие фабрики вспомнили эту тему и выпустили предметы именно такой формы и назначения. Среди них упомянутая законодательница диванной моды FLEXFORM, упомянутая же великая марка CASSINA и признанный мастер шедевров для релакса в гостях и у себя дома фабрика MINOTTI. Года два-три назад в моду вошли такие кресла, которые - лежа. То есть это шезлонги, но не те, которые для улицы, а которые для дома. И есть ощущение, что эта тенденция довела эти шезлонги до совершенства: они расширились, выпрямились и обрели идеально квадратную форму - валяйся хоть вдоль, хоть поперек.

Визуальный релакс, то есть некоторое мнимое легкомыслие, солидным вещам придает новая тенденция, которой тоже не видно было очень и очень давно. Диваны приобрели ножки. Невысокие, как раз какие надо для ощущения легкости, приподнятости, элегантной простоты. А это те черты, которые присущи настроению casual. Спортивно-клубно-эпатажный стиль (без такой "обувной пары" свой гардероб можно считать нищим) тоже представлен в современной мебельной моде. Это, истины ради, самое интересное. И говорить об этом можно много и с удовольствием. Цвет - одна из самых зажигательных тем выставки. После бежево-серебристо-десертной прошлогодней выставки все ждали: что же в этом году? Да все! Все, что угодно. Если говорить о главных цветах, то их три. Черный, белый и красный (стенд CALLIGARIS особенно отличился в этом отношении). Красного - много. Кроме того, зеленый, лиловый (будьте внимательны: не фуксия). Появился лимонно-желто-кислотно-зеленый, тот, который эстеты называют цветом молодой горчицы (MOLTENI&C). Но это только в качестве дополнения. На активный цветной фон часто положен горошек размером с теннисный мячик (привет, 60-е), в фаворе геометрический рисунок, кисточки укропа (классический декор) и сложные рисунки а-ля Климт - куда ж без Климта!

Кресла - это главное. Единственное кресло даже в абсолютно пустой комнате - это уже дизайн. Два кресла - уже диалог. Много кресел… аэропорт, скажете вы? А почему нет, кстати? В аэропорту Амстердама знаменитые кресла от MOROSO очень даже! Кресла - это самые приятные и любимые из вещей в доме. И кажется, что дизайнеры и производидей, которые обязательно получат развитие в ближайшее время - как в сфере мебели, так и в области аксессуаров. А у самого мероприятия, которое во второй раз проходит в полюбившемся всем новом выставочном комплексе, появился свой ритм, свой пульс. Думаю, что у Миланского мебельного салона сейчас есть все основания рассчитывать на увеличение интереса и приток участников - словом, на самое радужное будущее.

Сильверио Мариан, W.W.T.S.:
Эта выставка очень отличается от прошлогодней. Характерная тенденция - древесина ореха, которую стали активно использовать многие фабрики. Это говорит в том числе и о сближении классических стилей и современности. О появлении некоего нового стиля - современной классики. При этом богатство отделки перешло на новый уровень - внимание к линиям, форме, качеству. Это я считаю очень позитивным фактором.

Елена Архипова, "Архистудия":
Меня радует, что те фабрики, которые я представляю 15 лет, не приспосабливаются к сегодняшнему рынку в беготне за роскошью, а продолжают идти своей дорогой. Поэтому первое, что хотелось бы отметить: такие фабрики, как MATTEOGRASSI, FIAM, LUCEPLAN, сделали великолепные стенды, у них масса новинок. FIAM как была лидером в мебели из стекла, так и продолжает. Она приглашает дизайнеров, которые никогда не начнут делать то, что не соответствует их внутреннему состоянию.

Анджело Бидзотто, RAM-international:
Отрадно, что итальянские компании сотрудничают как с известными дизайнерами, так и с молодыми талантами. Среди создателей новой коллекции, например, DESIREE - маэстро дизайна Марк Садлер и молодые дизайнеры Джай Джалан и Эдуардо Герарди. Мы уверены, что новые идеи и предложения Миланской выставки будут хорошо приняты на российском рынке, и мы ждем следующей встречи в октябре на iSaloni в Москве.

Сергей Ачкасов, архитектор:
В этом году были заметны новые тенденции, особенно в отделке мебели. Например, появился светлый орех, рисунчатый. Мы ходили целенаправленно по стендам фабрик, таких как Hilton например, специализирующихся в основном на классике. Обратили внимание, что появились новые виды обивки. Так, MASCHERONI представила интересные кожи - розовую, красную, крокодиловую. Были оригинальные люстры. Поразила, конечно, сама выставка - и ее организация, и ее функциональность, и архитектура здания.

Наталья Селезнева, Altagamma:
Salone -с обытие, которое нельзя пропустить. Здесь в течение нескольких дней ты получаешь информацию, эмоции и ощущения, которые в течение всего года анализируешь. В дизайне активно используются опыт и материалы, характерные для мира моды. Сейчас все всем дозволено, нет ничего невозможного. Помимо творческих всплесков в дизайне присутствует хорошее качество. Мебель снова стала символом статуса. Мебель, которую мы представляем в ALTAGAMMA, - BAXTER, IPE CAVALLI, FLEXFORM MOOD, RIVA 1920, ZANOTTA, DRIADE - прямое тому доказательство.

Другие статьи о Миланской неделе дизайна:

Миланские мили
Вневыставочная миланская программа

А также репортажи из раздела "Новости":

Иллюстрации к Джонатану Свифту
Миланская неделя дизайна. История фигуративной скульптурной гиганто- и лилипутомании

Сказание о свете
Миланская неделя дизайна. ЕuroLuce: метафизические размышления о воде, камнях и паутине

Лошадь с цветком на спине
Миланская неделя дизайна. iSaloni 2007: приемы контрастной орнаментики

Истории бродячих капель
Миланская неделя дизайна 2007: звездная рефлексия в пластическом жанре

Реплика в интерьере
Миланская неделя дизайна 2007: участники форума на фронте концептуальных "мелочей"
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

АрхиЁлка-2024: обновили программу! Еще больше возможностей прекрасно провести вечер

С 1 ноября цена изменится. Не упустите возможность приобрести билеты по выгодной цене.

#Новости

Джулио Каппеллини стал амбассадором выставки ARTDOM

​Известный дизайнер, основатель и арт-директор итальянской мебельной компании Cappellini стал амбассадором выставки ARTDOM и примет участие в деловой программе выставки 20-22 февраля 2025 года, при поддержке генеральных партнеров деловой программы компаний «Европейская Сантехника» и FreeDom Interiors.

#Новости

Ковры в интерьер: 6 новинок

Японский софт-минимализм и итальянский авангард, ресайкл и шерсть с бамбуком. А также многое другое в нашей подборке по сезону!

#Где купить

Офис для интроверта: необычное решение от британского стартапа

Проект Kabin создавался для новых, гибридных офисных пространств.

#Новости