Много не бывает
Мода на limited edition
23 фото
В октябре 2006 года лимитированная серия из 50 кабриолетов BMW Individual M6 Convertible была раскуплена буквально за полторы минуты сразу после начала продаж. Коллекционные автомобили по цене 139000 долларов выпустили специально для клиентов американской люксовой сети NEIMAN MARCUS. Это был мировой рекорд по скорости продаж в премиум-секторе. Предыдущий рекорд установил суперкар MASERATI Quattroporte Limited Edition стоимостью 129000 долларов - 60 машин были проданы за 35 минут. Эти два эпизода стали триумфом для формата limited edition и подтвердили мнение маркетологов, что прошли времена просто дорогих вещей - наступила эпоха вещей, не всегда доступных даже за большие деньги. Наиболее одиозный пример такой вещи - сумка Birkin от
Сегодня принцип limited edition - модный маркетинговый ход, но традиционно он был прерогативой консервативных люксовых марок. В строго ограниченных количествах выпускают все, к чему обычно добавляют эпитет "высокое": Haute Horlogerie, фарфор и хрусталь, элитные письменные принадлежности, ювелирные украшения. Это вещи, которых много и не может быть, которые изготавливаются вручную из ценных материалов. Например, на изготовление классической ручки
Формат limited edition связан с культурой торжественных поводов и подарков к ним. Ограниченные серии часто приурочены к особому событию или памятной дате - по старой доброй традиции, которая сейчас стала актуальной тенденцией. В 2004 MASERATI к своему 90-летнему юбилею выпустила модель Spyder 90th Customised Limited Edition, а в прошлом году появилась эксклюзивная версия MC Victory модели GrandSport - в честь победы MASERATI в гоночной серии FIA GT в 2005. Ближайший аналог формата anniversary limited - юбилейные выпуски монет, купюр и марок, которые со временем становятся раритетными. Как в филателии и нумизматике, юбилейный люкс украшается памятными символами. Так, компания BOSSERT&ERHARD поздравила российских нефтяников с юбилеем отрасли коллекцией пишущих принадлежностей Petro Pen - на черном гильошированном корпусе этих ручек золотом инкрустирована молекулярная решетка нефти, а на колпачке выгранена нефтяная вышка с бриллиантом на верхушке.
Не менее торжественным поводом для выпуска лимитированной коллекции может стать совместный проект звезды дизайна с производителем, который работает в принципиально другой сфере. Лидерами таких неожиданных коллабораций являются свадебные генералы современного дизайна
В сфере экспериментального мебельного дизайна выпуск лимитированных коллекций актуален как никогда. Формат limited соответствует амбициям дизайна XXI века. Промышленные дизайнеры не хотят уже быть промышленными - обладая фактически статусом поп-звезд, главные авторы десятилетия в большей степени видят себя создателями великих вещей, чем проектировщиками функциональных предметов. Авторская мебель и аксессуары выставляются все чаще в артгалереях и концепт-сторах. В моде салонность и роскошь - то, от чего пытались уйти Bauhaus
В апреле прошлого года 90-летняя леди выставила на торги в американском аукционном доме Rago Arts пустой флакон из-под духов Tresor
Прежде всего предмет должен стать классикой - дизайна, автомобилестроения, часового или ювелирного искусства. Для этого он должен быть новаторским, менять представления о пользовании вещами - как, например, суперкары фирм BUGATTI, KOENIGSEGG, SPYKER. В выборе будущих раритетов вполне можно довериться кураторам артгалерей и таких музеев, как MOMA