Мода на limited edition - это возвращение дизайнеров и производителей в старые добрые времена, когда люкса было мало и он радовал. Почему хорошего много не бывает -
отдельная тема этого номера
В октябре 2006 года лимитированная серия из 50 кабриолетов BMW Individual M6 Convertible была раскуплена буквально за полторы минуты сразу после начала продаж. Коллекционные автомобили по цене 139000 долларов выпустили специально для клиентов американской люксовой сети NEIMAN MARCUS. Это был мировой рекорд по скорости продаж в премиум-секторе. Предыдущий рекорд установил суперкар MASERATI Quattroporte Limited Edition стоимостью 129000 долларов - 60 машин были проданы за 35 минут. Эти два эпизода стали триумфом для формата limited edition и подтвердили мнение маркетологов, что прошли времена просто дорогих вещей - наступила эпоха вещей, не всегда доступных даже за большие деньги. Наиболее одиозный пример такой вещи - сумка Birkin от HERMÈS. За ней записываются в очередь дамы, в лексиконе которых само слово "очередь" должно отсутствовать. Многие модные бренды в последние годы спохватились, что сами стали жертвой моды, что их продукция стала слишком доступной. Чтобы не выйти в тираж, пришлось резко снизить тиражи и сделать ставку на большую эксклюзивность вещей. Но limited edition - это не просто способ сделать люксовые вещи еще более эксклюзивными. Это способ коммуникации между людьми одного круга, с похожими интересами, а то и с общими странностями. В этом принципиальное отличие вещей, выпущенных тиражом от 2 до 1000, от предметов роскоши, изготовленных в одном экземпляре по индивидуальным заказам. Первые дают чувство принадлежности к узкому кругу избранных, вторые дистанцируют даже от него. Впрочем, вещи из лимитированных серий не исключают индивидуальной доработки - того, что называется customised.
Сегодня принцип limited edition - модный маркетинговый ход, но традиционно он был прерогативой консервативных люксовых марок. В строго ограниченных количествах выпускают все, к чему обычно добавляют эпитет "высокое": Haute Horlogerie, фарфор и хрусталь, элитные письменные принадлежности, ювелирные украшения. Это вещи, которых много и не может быть, которые изготавливаются вручную из ценных материалов. Например, на изготовление классической ручки MONTBLANC Meisterstuck Solitaire Royal уходит девять месяцев - ее корпус вручную инкрустируют 4810 бриллиантами, которые расположены так близко друг к другу, что образуют практически гладкую поверхность. Ограниченный выпуск атрибутов роскоши - не дань моде, а скорее продолжение традиции ремесленного мастерства, переходящего в искусство. Эти предметы претендуют на вечную жизнь, как, например, часы Aeternitas от FRANC MULLER, для которых был разработан механизм вечного календаря, не нуждающийся в коррекциях, необходимых обычным хронографам при наступлении високосных и кратных ста годов. Для таких выдающихся вещей индивидуальный номер, который стоит на каждом экземпляре, это не просто цифра, а показатель внутреннего достоинства вещи, ее уникальности.
Формат limited edition связан с культурой торжественных поводов и подарков к ним. Ограниченные серии часто приурочены к особому событию или памятной дате - по старой доброй традиции, которая сейчас стала актуальной тенденцией. В 2004 MASERATI к своему 90-летнему юбилею выпустила модель Spyder 90th Customised Limited Edition, а в прошлом году появилась эксклюзивная версия MC Victory модели GrandSport - в честь победы MASERATI в гоночной серии FIA GT в 2005. Ближайший аналог формата anniversary limited - юбилейные выпуски монет, купюр и марок, которые со временем становятся раритетными. Как в филателии и нумизматике, юбилейный люкс украшается памятными символами. Так, компания BOSSERT&ERHARD поздравила российских нефтяников с юбилеем отрасли коллекцией пишущих принадлежностей Petro Pen - на черном гильошированном корпусе этих ручек золотом инкрустирована молекулярная решетка нефти, а на колпачке выгранена нефтяная вышка с бриллиантом на верхушке.
Не менее торжественным поводом для выпуска лимитированной коллекции может стать совместный проект звезды дизайна с производителем, который работает в принципиально другой сфере. Лидерами таких неожиданных коллабораций являются свадебные генералы современного дизайна Карим Рашид и Филипп Старк. Например, Карим Рашид проектировал часы для Timex, сумки для Issey Miyake, украшения для Georg Jensen, кроссовки для Fessura - все эти предметы были выпущены ограниченными тиражами и со временем могут стать коллекционной ценностью - в отличие от более массовых проектов того же автора. Но, пожалуй, еще более актуальный повод для выпуска лимитированной коллекции - переиздание классики дизайна. Фабрики ZANOTTA и VITRA славятся такими переизданиями и, более того, обзавелись специальными музейными коллекциями. ZANOTTA, например, изготовила сериями по девять предметы таких классиков дизайна, как Алессандро Мендини и Бруно Мунари. А интерес к современному дизайну настолько велик, что переиздаются в ограниченном количестве не только классические, но и совсем недавние хиты, например кресло Bolide Тома Диксона (CAPPELLINI).
В сфере экспериментального мебельного дизайна выпуск лимитированных коллекций актуален как никогда. Формат limited соответствует амбициям дизайна XXI века. Промышленные дизайнеры не хотят уже быть промышленными - обладая фактически статусом поп-звезд, главные авторы десятилетия в большей степени видят себя создателями великих вещей, чем проектировщиками функциональных предметов. Авторская мебель и аксессуары выставляются все чаще в артгалереях и концепт-сторах. В моде салонность и роскошь - то, от чего пытались уйти Bauhaus в 1920-1930-х годах, экспериментаторы с пластиком в 1960-х, да и минималисты в 1990-х. Изготовленные в количестве от 5 до 20 экземпляров объекты Марка Ньюсона, Мартена ван Северена и Матиаса Бенгтссона распродаются, как кутюрные платья, прямо с подиума. А через несколько лет появляются на аукционах, где соревнуются в ценах с современным искусством. Среди рекордсменов - комод Pod of Drawers Ньюсона, один из десяти экземпляров которого был продан в 2002-м на Sotheby’s за 632000 долларов. Главное здесь - имя автора, которое прежде всего и покупается. И если на часах и мейсенских вазах для маркирования эксклюзивности ставятся индивидуальные номера, то на актуальной мебели ставятся подписи дизайнеров, как, например, на предметах из новой лимитированной коллекции ZANOTTA.
В апреле прошлого года 90-летняя леди выставила на торги в американском аукционном доме Rago Arts пустой флакон из-под духов Tresor de la Mer, подаренных ей в 1939. Лот купили за 216000 долларов - это был флакон работы Рене Лалика, единственный уцелевший из 50, выпущенных LALIQUEв 1930-е годы. Подобная ситуация вполне может повториться в будущем с предметом, выпущенным небольшим тиражом в наши дни. Уже сейчас эксперты составляют прогнозы, какие автомобили и дизайнерские объекты в будущем станут коллекционными ценностями.
Прежде всего предмет должен стать классикой - дизайна, автомобилестроения, часового или ювелирного искусства. Для этого он должен быть новаторским, менять представления о пользовании вещами - как, например, суперкары фирм BUGATTI, KOENIGSEGG, SPYKER. В выборе будущих раритетов вполне можно довериться кураторам артгалерей и таких музеев, как MOMA
Дизайнеры Юлия Жирнова и Анна Матвеенко (дизайн-студия «Мастерская Комфорта») оформили квартиру для молодой семьи в эклектичном стиле, где в качестве стилистических точек опоры выступают любимые места из путешествий семьи.
В своем новом проекте, доме «Высотка на Жукова», компания продолжает развивать самобытную премиальную московскую архитектуру, архитектуру подлинной Москвы.
Известный дизайнер, основатель и арт-директор итальянской мебельной компании Cappellini стал амбассадором выставки ARTDOM и примет участие в деловой программе выставки 20-22 февраля 2025 года, при поддержке генеральных партнеров деловой программы компаний «Европейская Сантехника» и FreeDom Interiors.
Ювелирный и часовой бренд Tiret основал продюсер хип-хопа Дэмиэн Дэш. Экстравагантные часы этой марки стали культовыми у рэп-звезд и голливудской элиты. Особенность модели Second Chance- сменные оправы. Бриллиантовую можно заменить на стальную
Рупорные акустические системы Acapella Audio Arts (Германия) нельзя купить в аудиосалоне. Они делаются на заказ в срок
от двух месяцев до полугода. Годовой объем выпуска не превышает 200пар. Можно выбирать
любую отделку корпуса и цвет
рупоров, а также фурнитуру.
На фото- модель Triolon Exсalibur, цена- $178000.
Компания "Пурпурный Легион"
Комод Colambio спроектировал в1985 дизайнер-постмодернист Алессандро Мендини.
Внаши дни фабрика Zanotta выпустила девять экземпляров Colambio с автографами автора.
Цена- 607932руб.
Салон "Флэт-интерьеры"Кабриолет BMW Individual M6 Convertible выпущен в количестве 50экземпляров. Автомобиль разгоняется
до 100км/ч за 4,5с. Сиденья обиты
золотистой эластичной кожей.
Цена- $139000
Дизайнер Йерун Верхувен
(Jeroen Verhoeven) спроектировал стол Cinderella в2005году, а уже в2006-м стол попал в экспозицию авторитетного Victoria&Albert Museum. Cinderella был изготовлен в мастерской дизайнера тиражом 20экземпляров.
Один из них был продан на торгах Sotheby’s за $42000
Комод из коллекции Manta фабрики Ceccotti выпущен тиражом 20экземпляров. Такие предметы-трансформеры обычно производят из современных пластичных
материалов. Но этот комод сделан
из дерева и вручную- на таких технологических чудесах специализируется Ceccotti.
Салон "ФЛЭТ-интерьеры"Лампа Bourgie Oro от Kartell- лимитированный золотой вариант известного хита этой фабрики- просто прозрачной лампы Bourgie. Изготовлена она
из глянцевого поликарбоната по проекту дизайнера Ферруччо Лавиани (Ferruccio Laviani). Укаждой лампы есть индивидуальный номер.
Цена- 8630руб.
Салон "Трио"Старые выпуски часов Patek Philippe бьют рекорды цен на аукционах. Например, платиновые Patek Philippe World Time Ref.1415 (1939года) были проданы на торгах аукционного дома Antiquorom за 4$026524.
На фото- часы World Time.
Chronograph 1940года из коллекции Patek Philippe Museum
При разработке телефона Diamond Signature дизайнеры Vertuвдохновлялись хронографами Grand Complication от Patek Philippe. Корпус телефона делают либо
из золота, либо из платины и инкрустируют бриллиантами. Наиболее дорогая версия модели- Signature with Full Pavé с943бриллиантами.
Бутик Vertu.
Цена- от 1000000руб.
Письменные принадлежности из серии Patron of arts от Montblanc посвящены знаменитым меценатам. Ручка Henry Tate выпущена в количестве 888экземпляров и названа в честь создателя музея Tate Britain вЛондоне.
Цена- 190960руб.
Бутик Montblanc На фабрике Maitland-Smith каждый предмет
мебели изготавливают лишь в нескольких экземплярах, а затем снимают с производства. Это кресло, сделанное из массива дерева и обитое кожей, еще есть возможность
заказать.
Цена- 117670руб.
Шоу-рум Maitland-SmithФарфоровый попугай "Ара"
был изготовлен легендарным мастером Иоганном Кендлером в1731для замка короля Саксонии Августа Сильного.
В2006-м Meissen выпустила в свет пять реплик этой скульптуры. Одна из них привезена вМоскву.
Высота попугая 1,1м,
цена- 730634руб. "Дом фарфора"Хрустальная ваза из коллекции Vibration от компании Lalique выпущена в количестве 999экземпляров. Изготовлена ваза из горного хрусталя и декорирована черной эмалью.
Цена- 150891руб.
Бутик LaliqueДрагоценные камни- созданный природой limited edition, поэтому они остаются идеальным объектом
для коллекционирования. Яркий пример: кольцо с рубином Graff Ruby
в8,62карата было продано
на торгах Christie’s по рекордной
для украшения цене $3637480.
Приобрел его ювелирный дом Graff для своей знаменитой коллекции
уникальных камней
Коллекция Bvlgari High Jewelry включает 1000предметов ювелирного искусства, каждый из которых уникален. Серьги из этой коллекции выполнены из белого золота и бриллиантов разной формы
и каратности.
Цена- от 4134000руб.
Ноутбуки Ego Tulip выпускает голландская компания Ego. Модель Otazu Ego Diamond спроектировал ювелир Родриго Отазу (Rodrigo Otazu), она отделана кожей и инкрустирована 470бриллиантами. Укаждого экземпляра индивидуальный номер.
Цена ноутбука- около €350000
В 1907году парижский парфюмер Франсуа Коти предложил ювелиру Рене Лалику разработать флаконы для духов, выпускавшихся ограниченными сериями. Сейчас флаконы Лалика считаются классикой
искусства XXвека, выставляются в музеях и продаются на аукционах. Флакон
духов Ambre antique для Coty,1910год. Из экспозиции Musée
du Luxemburg, Париж
Прототип стола Aqua работы Захи Хадид был продан на аукционе Phillips за €300000. Есть вероятность, что в будущем и его копии могут быть проданы за внушительные деньги, потому
что компания Established&Sons выпустила их лимитированным тиражом- 12белых и12черных столов
Maserati GranSport MC Victory- лимитированная версия модели GranSport, посвященная победе суперкара MaseratiMC на чемпионате FIAGT
в2005году. Выпущено 180таких автомобилей- с усовершенствованной аэродинамикой и роскошно отделанным салоном
Часы Pontos DecentriqueGMT Limited Edition компания Maurice Lacroix выпустила
в этом году тиражом 999экземпляров. Главная их особенность- децентрализованные циферблаты основного времени иGMT (время
по Гринвичу). Часы изготовлены из титанового сплава. Компания предлагает версии с черным и серым циферблатом
Телефонов Mobiado Executive Limited Edition было выпущено 200штук, на каждом
из них лазером выгравирован индивидуальный номер. Корпус телефона изготовлен из черного дерева, кнопки титановые. Телефон поддерживает три GSM-стандарта
Комод Pod of drawers был спроектирован дизайнером Марком Ньюсоном в1987году. Изготовлен вручную
из алюминия и фиброгласа. Было выпущено только 10экземпляров.
В2002-м один из комодов был продан на Sotheby’s за $632000- это один
из ценовых рекордов в области современного дизайна
Получайте самые популярные статьи на почту.
Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить. Отписаться можно в любой момент.