На красный свет

Красный в интерьерной моде: ощущение свободы, способность бросить вызов общепринятым нормам и правилам

Дата публикации: 09.12.2001

Ведущая рубрики: Елена Притула

Журнал: N9 (65) 2002

Ни один цвет не притягивает взгляд так сильно и властно, как красный. В нем всего в избытке, всего "слишком": красоты, агрессии, сексуальности. Красный - это безапелляционное утверждение примата чувств над разумом, эмоций над моральным императивом. Конечно, нашествию красного цвета можно сопротивляться, вот только нужно ли? Когда в интерьерном дизайне возникает какая-либо новая тенденция, критикам и журналистам, как правило, требуется время на то, чтобы "выловить" ее из колоссального информационного потока, обозначить границы и определить характерные черты. Красный же цвет с самого момента своего появления на горизонте интерьерной моды существует как исключение из правил.
Его эмоциональное воздействие столь велико, что глаз моментально реагирует на малейшее количественное изменение, фиксируя возникновение нового цветового тренда. И не важно, идет ли речь о массивном диване с ярко-красной обивкой или о небольшой красной вазе для цветов: сознание непременно выхватывает его из окружающего пространства независимо от размеров предмета.

Красный в первую очередь цвет власти и агрессии, причем в самом широком смысле. Поэтому и реакция на него - это шок. Не надо проходить психологический тест, чтобы выяснить ассоциативный ряд, связанный с красным цветом, - настолько прочно он увязан с кровью, насилием и освобожденной сексуальностью. И чем абстрактнее предмет, тем мощнее действие глубинных архетипических образов: ясно, что "размытый" кроваво-красный рисунок будоражит подсознание куда сильнее, чем какой-нибудь цветочный или фигуративный мотив.
Красный цвет выходит на первый план тогда, когда вокруг, казалось бы, царят покой и безмятежность. На фоне умилительного возвращения "бабушкиного" ретро, измельчающегося в маньеристических деталях минимализма (оказывается, и такое возможно!) и набирающего силу женственно-очаровательного неоромантизма появление красного цвета выглядит как настоящий мятеж, бунт против приторно-сладких тонов и псевдоэлегантности, за которыми так удобно скрывать отсутствие вкуса. Красный - это оппозиция романтизму, заявляющая, что эмоциям нужен выход.
И уж конечно, одним их самых позитивных выходов является креатив - это, как известно, давно заметили и подробно описали классики психоанализа. В качестве "выхода" подойдет живопись в будоражаще-красных тонах, текстиль и даже посуда - главное, ощущение собственной свободы и способности бросить вызов общепринятым нормам и правилам.

Впрочем, красный цвет - это не только "вулканическое извержение" человеческих чувств. Со своей стороны, он мощнейший эмоциональный допинг, действие которого гарантирует как минимум отсутствие скуки. Красные предметы - это своего рода "батареи", без конца заряжающие энергией.
"Укрощенный" красный цвет - как, например, в мелких дизайнерских вещицах непонятного назначения - может быть и забавным.

Агрессивность оборачивается жизнерадостностью, а вызов - призывом. Небольшой красный коврик в гостиной - это не эксцентричность, а постмодернистская "шутка", игра ни к чему не относящейся серьезно эпохи. Впрочем, быть забавным - это сегодня вообще актуально.

Очевидно, что при такой предельной эмоциональной концентрации красный цвет требует совершенно особого контекста. А точнее, своей агрессивностью и раскрепощенностью он подавляет любое окружение. Мало что может "поспорить" с вызывающей амбициозностью красного дивана, так что контексту остается только подчиниться его харизме.

Рядом с красным цветом по определению возникает зона высокого напряжения. Притяжения больше, чем отталкивания, потому что на самом деле "красный" - это прежде всего "красивый". Удержаться невозможно...
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

АрхиЁлка-2024: обновили программу! Еще больше возможностей прекрасно провести вечер

С 1 ноября цена изменится. Не упустите возможность приобрести билеты по выгодной цене.

#Новости

Джулио Каппеллини стал амбассадором выставки ARTDOM

​Известный дизайнер, основатель и арт-директор итальянской мебельной компании Cappellini стал амбассадором выставки ARTDOM и примет участие в деловой программе выставки 20-22 февраля 2025 года, при поддержке генеральных партнеров деловой программы компаний «Европейская Сантехника» и FreeDom Interiors.

#Новости

Ковры в интерьер: 6 новинок

Японский софт-минимализм и итальянский авангард, ресайкл и шерсть с бамбуком. А также многое другое в нашей подборке по сезону!

#Где купить

Офис для интроверта: необычное решение от британского стартапа

Проект Kabin создавался для новых, гибридных офисных пространств.

#Новости