На взлет
Частная люксовая авиация и влияние сверхскоростей на стиль жизни
в галерею
Человек, который раз в год летает отдыхать, и человек, который на своем самолете за неделю успевает побывать на нескольких континентах, живут словно бы в разных измерениях, думают и чувствуют с разной скоростью. Возможность свободно перемещаться по миру и быстро преодолевать огромные расстояния меняет ощущение времени и восприятие мира. И тенденция такова, что положение дел в мире определяют те люди, которые живут на сверхскоростях. Ведь скорость - это способ покорить пространство и время, а мощная техника - средство подчинить физические законы человеку. Стремление к скорости, недоступной ранее, определило стиль эпохи 1930-х годов и футуристический дизайн 1960-х и заметно влияет на облик современности. Скоростной режим в наши дни задает информация, которая через электронные сети почти мгновенно распространяется по миру. Человек 2000-х тоже стремится стать менее привязанным к материальному миру и перемещаться по планете со скоростью информации или хотя бы со скоростью звука. Собственно, частная авиация - один из самых актуальных способов увеличить скорость. Реактивные частные самолеты летают, как правило, с такой же скоростью, что и обычные пассажирские. Но времени на полет уходит меньше, потому что владелец бизнес-джета не покупает билет, не зависит от расписания рейсов, не проходит регистрацию и летит, куда и когда захочет. На примере частной авиации видно, что наступают времена роскоши нематериальной. Гораздо важнее оказаться в нужном месте в нужное время, чем просто обладать вещью стоимостью в миллионы долларов, будь то Boeing Business-jet с президентскими апартаментами внутри - гостиной, кабинетом и спальней - или Gulfstream G550, летающий почти со скоростью звука.
Но уже доступные скорости можно увеличить, ведь пассажирские самолеты пока не летают на сверхзвуковых скоростях из-за высокого уровня шума, а большие бизнес-джеты слишком привязаны к крупным аэропортам. Чтобы решить эти сугубо технические проблемы, авиационные конструкторы ищут новые эргономические формы для малошумных сверхзвуковых лайнеров, сверхлегких персональных самолетов и, наконец, аэромобилей, чтобы было совсем как в фантастических фильмах. Разработки нового поколения пассажирских самолетов, которые будут преодолевать звуковой барьер без сильного шума, возможно, приведут не только к изменению скоростей передвижения по миру, но и к возникновению новых форм. О них можно судить по проекту первого малошумного сверхзвукового бизнес-джета, разработкой которого занимается компания SUPERSONIC AEROSPACE INTERNATIONAL. Этот самолет похож на иглоподобные военные истребители, но это не прямая игла, а криволинейная, почти волнистая - такого не было в самых смелых фантастических фильмах. Но, как ни странно, и в архитектуре, и в актуальном дизайне подобные формы уже встречаются. Если присмотреться к работам Захи Хадид или дуэта Херцога и де Мейрона (а у названных авторов это и общественные здания, и мебель, и люстры), то в них можно увидеть те же линии сверхзвуковой аэродинамики, которые делают эти объекты не вполне материальными, словно бы куда-то исчезающими, как исчезает в небе реактивный самолет. Возникает вопрос: почему вдруг дизайн вполне оседлых вещей, не связанных с транспортом и движением, становится аэродинамическим и зачем мебели, бытовой технике и даже часам и ювелирным украшениям нужна форма, уменьшающая сопротивление воздуха?
Одна из главных причин востребованности обтекаемых аэродинамических вещей - ментальная. Она связана с влиянием ритма жизни на восприятие окружающего мира. "Бизнес- джет" - это не просто название реактивных самолетов для деловой элиты, оно и стиль жизни описывает, действительно реактивный. Минимальное сопротивление при таком образе жизни должно быть не только у воздуха, но и у всей окружающей среды, в первую очередь у вещей повседневного пользования и у архитектуры. Вещи, здания, интерьеры должны быть легкими и энергичными - не просто минималистскими, а именно аэродинамическими, ведь аэродинамика - это от слова "воздух" и от слова "движение". Взять хотя бы одно из самых знаковых зданий наших дней - лондонский небоскреб The Gherkin, спроектированный Норманом Фостером. Пусть его и называют огурцом, но в нем гораздо больше от баллистической ракеты. Эта форма выражает дух времени - передает те самые ощущения скорости и мощи, которые необходимы герою наших дней как практически, так и психологически.
В аэродинамическом дизайне сочетаются зрелищность и функциональность - это еще одна причина растущего интереса к нему. Сугубо технические аэродинамические изыски дают потрясающий визуальный результат. Округлые, гнутые линии противостоят будничной эстетике прямых углов и плоских поверхностей. Аэродинамическим вещам присущ объем - они выпуклые и пластичные, и в этом аэродинамический дизайн близок к искусству скульптуры. Неслучайно шедевры футуризма 60-х - обтекаемое кресло Egg дизайнера Арне Якобсена или люстры Вернера Пантона - в современных интерьерах используются не просто как мебель, а как артобъекты. Аэродинамический дизайн эксцентричен, и в то же время ему по определению присущ лаконизм - все должно быть гладким, как кузов ALFA ROMEO. Обтекаемая форма воплощает современное представление о красоте вещи, при этом о красоте доступной и удобной в пользовании. Культ компьютеров Macintosh от APPLE - тому подтверждение. Если для транспорта обтекаемая форма - это способ уменьшить сопротивление воздуха, то в дизайне мебели и техники это способ сгладить острые углы в быту. Яркий пример - кухни, которые для фабрики SNAIDERO разрабатывает дизайнерское бюро Pininfarina. Гнутые линии делают кухню Acropolis, а также новую Venus более эргономичными и заодно более зрелищными.
Нельзя не сказать и о другой сфере применения аэродинамики - автомобилях. Новейшие суперкары по скорости уже сравнялись с легкомоторными самолетами - и те, и другие способны набирать 400 км/ч. Отчасти это стало возможным благодаря предельно обтекаемой форме, найденной в процессе аэродинамических испытаний. А у самолетов постепенно появляются преимущества автомобилей - легкость и доступность. В 2006 увидели свет долгожданные сверхлегкие бизнес-джеты, Eclipse 500 и Honda Jet например. Новейшие автомобили и самолеты своей пластичностью все больше напоминают ртуть, то же самое можно сказать и про мебель от Фабио Новембре или Марка Ньюсона. Прагматика тут совпадает с эстетикой, а стремление авиа- и автоконструкторов к максимальной скорости совпадает со стремлением дизайнеров создавать максимально динамичные, живые предметы. Собственно, это ведь одна из традиционных задач пластических искусств - передать динамику в статике, и в данном отношении актуальный дизайн стал действительно сверхскоростным.
Первым делом были самолеты. Из колясок с крыльями они уже в 1920-е годы превратились в ракетоподобные обтекаемые аппараты - аэродинамическая наука стремительно развивалась в эти годы. Одним из первых решился применить аэродинамическую форму в наземном дизайне американский изобретатель Норманн Бел Геддес. Во времена Великой депрессии он проектировал автомобили, самолеты, корабли и бытовую технику с революционными для тех времен каплевидными формами, практически без острых углов. Еще один гениальный авантюрист 1930-х - Бакминстер Фуллер, эксперименты которого с аэродинамической формой оказали влияние на весь XX век. Главный шедевр Фуллера Dymaxion Car формой похож на дельфина косатку. Самым успешным внедрителем аэродинамики в дизайн стал Реймонд Лоуи, который разработал первый обтекаемый локомотив, первый седан и ту самую бутылку кока-колы. Эти три новатора создали футуристическое направление ар деко - стримл