'Ненастоящая' классика,
квартира общей площадью 132 м2 Олег Резников
Перейти
в галерею
в галерею
Как говорится, скромный дворцовый вариант. Архитектор же заменил колонны нишами с подсветкой и зеркалами. В результате акценты появились, но - строго противоположные ожидаемым.
Чтобы в той же столовой добиться хороших пропорций, приближенных к золотому сечению, автор проекта зафиксировал местоположение стола. Это сделано с помощью каскада на потолке. И опять: по классическим канонам центр потолка повышается, и таким образом удаляющиеся от центра области "ниспадают" (присуще церквам и замкам). В нашем случае сделано наоборот: круг над столом понижен. И в результате архитектор добился не только зонирования, но и ощущения нормального человеческого тепла. Если бы выражение "в кругу семьи" не было старше этой квартиры на энное количество лет, можно было бы придумать шикарную легенду о его этимологии.
Архитектурный замысел отличается трезвым подходом к решению пространства: если настоящий дворец недостижим, нечего к нему стремиться, гоняясь за несовершенным подобием.
Лучше получить свое, неповторимое. Поэтому в ходе работ задача формулировалась так: построить классическую композицию, но обязательно преломить ее, увидеть в непривычном ракурсе. Скажем, снабдив модными элементами дизайна. Многие современные решения диктовались функциональной необходимостью - например, желанием искусственно увеличить пространство. Кухня сделана открытой, без дверей, иначе она казалась бы маленькой. А чтобы это помещение со светлой мебелью не "потерялось", его оборудовали барной стойкой и приподняли на зеленый подиум.
Теперь, когда композиция выглядит достаточно мощно, ее нужно сбалансировать с рисунком столовой. Вот и появилась та самая идея зафиксировать положение стола. Благодаря этому столовая перестает производить впечатление "сквознякового" пространства между гостиной и кухней, комнате сообщена надлежащая парадность.
Вообще квартира построена на контрастах. Один из них - в совершенно противоположных дизайнерских решениях столовой и гостиной. Первая сделана крупными мазками, вторая, наоборот, мелкими. Если человека должно что-то интриговать, заставлять переходить из одного помещения в другое, то этот принцип соблюден здесь в полной мере.
Столовая просторна, свободна. В ней много интересных деталей: упоминавшийся круг над столом, круг над подиумом, шторы, сделанные по индивидуальному заказу. Паркет с одной стороны обрывается темно-зеленой плиткой, с другой - такого же цвета диагональю керамического гранита (ею обозначена коридорная зона прохода в ванную, спальню и детскую).
Контраст в оформлении пола: мелкий рисунок паркета противопоставлен крупным квадратным плитам.
При всей замысловатости столовой, ее не назовешь вычурной. Равновесие обеспечивает строгая, из цельного дерева, матовая мебель и спокойные обои в английском стиле. Верхняя и нижняя части стены оклеены разными видами обоев, посередине их объединяет многоцветный фриз - такое оформление сейчас в моде.
Гостиная - совсем другая.
Не только на фото, но и в реальности она являет собой при взгляде из столовой открытую шкатулку или раковину, обрамленную двустворчатой дверью. Небольшая комната с мягким розовым диванчиком, телевизором и музыкальным центром уютна и почти сентиментальна. Ее игрушечность умышленно утрирована, что, впрочем, не исключает чувства меры в дизайне. Семи слоников и кактуса на окне здесь нет.
Поскольку комната скупо снабжена предметами и деталями, усложнен рисунок стены. Взгляд как бы ощупывает фактурность обоев, их выработку и разнообразный, непростой узор.
Игра решений очевидна: если гостиная расцветает за счет оформления стен, то смежную с ней столовую стены, наоборот, успокаивают. Комнаты поддразнивают друг друга даже выбором освещения - помимо традиционных верхнего и бокового, каждая имеет свое, уникальное. В гостиной свет, имитируя лунный, льется из-за карнизов. В столовой точечные светильники на потолке подобны звездам.
Так в смежных комнатах проявляется наконец незаметное сразу единство ночного неба.
"Изюминка" квартиры - уникальные драпировки на окнах. В столовой асимметричные шторы сшиты из нескольких полотен, причем в замысле несомненно женское начало, нежность, интимность. Этот контраст более мягких тонов, розового и зеленого, соседствует с другим - напористым, жестким: синего и желтого цвета скатерти на столе. В комнате как будто пребывают две живые сущности - женская (пятно окна) и мужская (пятно стола).
А драпировки в спальне - это уже произведение искусства. Они, как и в столовой, выполнены из нескольких полотен с подхватом. Асимметричная сине-белая часть "небрежно" свисает над кроватью. Кстати, именно там, где, по классическому замыслу, мог быть полог или шатер, сделанный с помощью ламбрекена. Интересно, что традиционная идея не отброшена, ее воплощение своеобразно и забавно. Другая часть драпировки сшита из золотистой парчи, что делает комнату нарядной.
Спальня не имеет определенного стиля, но отдельные цитаты вполне узнаваемы. Например, деревянную мебель, прокрашенную для выделения фактуры серебристыми красками, определяет классический подход к дизайну. Сине-зеленый набор цветов, греческий орнамент тюля, "полосатый" рисунок обоев под шелк - ближе к ампиру. Но ампирная традиция использования греческого орнамента преломлена, утрирована: если в чистом стиле узор идет по канту, здесь им выписан весь тюль.
Современность выдает себя эклектикой. Что, как не она, присутствует во всех проявлениях нашего сегодняшнего существования, в самой его философии!
Последняя асимметричная драпировка - вероятно, самая смелая - в детской. Одну сторону окна закрывают сшитые вместе желтое и синее полотна, другую - одинарная многоцветная штора с поэтичным рисунком, достойным жилища звездочета-романтика.
Занятно, что темы штор в каком-то своем, преломленном варианте повторяют оформительские темы жилья в целом. Детскую можно представить себе квинтэссенцией наиболее радостных, нарядных идей квартиры.
А ведь правда пришедшего не оставляет впечатление, что дом готовится к празднику. И особенно сильно это впечатление в детской. Необыкновенные шторы, золотистые обои с геометрическим рисунком - чем не декорации этого праздника? В переигрывании архитектора не упрекнешь: комнату одновременно отличает рабочая обстановка. Голубоватая мебель вносит спокойные оттенки и некую размеренность. Кстати, это единственная комната, в которой центр пола закрыт небольшим круглым ковром. В других комнатах рисунок пола самодостаточен и, будучи важным элементом дизайна, остается доступным взгляду.
Стиль ванной с сауной и окном, как и других помещений, можно определить так: "ненастоящая" классика (не путать с псевдоклассикой).
Здесь присутствуют все классические элементы, правда немного утрированные и видоизмененные. Контраст цвета, фактуры белой сантехники и деревянной тумбы под мраморной столешницей раковины создает необходимое эстетическое напряжение. Ниши, каскады на потолке, направленное точечное освещение разбивают классическую холодность. И как результат - столь ценное чувство обжитого помещения.
Метаморфозы зеленой плитки ванной схожи с ощущением, которое этот вездесущий цвет оставляет в других комнатах. Привычно видеть в нем отдохновение, психологическую паузу. Но в этой квартире он служит для усил