Нескончаемое шоу

двухэтажный дом площадью 346 м2 Левон Айрапетов, Павел Романов Современный дом, выдержанный в единой стилистике. Нестандартные пространственные ракурсы

Дата публикации: 01.02.2001

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Лада Николаева

Автор проекта: Левон Айрапетов, Павел Романов

Архитектор: Ирина Изволинская, Анна Цветкова

Декоратор: Алдис Карковскис, Мария Карковскис

Строитель: Сергей Тарасов

Журнал: N5 (50) 2001

Работа архитектора порою кажется стороннему наблюдателю окруженной возвышенным ореолом, ведь он - Мастер, которому подвластны пространство и время. Разрабатывая изощренные ходы, творец покоряет плацдарм, и завоеванные сотни квадратных метров отныне послушно служат своим законным владельцам. Кроме профессиональных навыков, архитектору по ходу дела приходится демонстрировать чуть ли не мистические способности, переводя смутные желания и неоформленные идеи заказчика, не всегда даже высказанные вслух, во вполне осязаемые эскизы и далее - в материальный мир Заказчик, желающий видеть свой дом не только уютным и удобным, но современным и выдержанным в единой стилистике, обратился к Павлу Романову и Левону Айрапетову, имеющим свой собственный взгляд на проектирование современного интерьера.
Для них это стало интересным исследованием, возможностью взглянуть на проблему с еще одной точки зрения и найти очередной ответ в русле созданной совместными усилиями концепции.

"Мы искали, рисовали много эскизов, и нашли интересную пространственную конструкцию: все объемы сопряжены друг с другом, через какие-то перегородки, витражи, пятна мебели... Создается впечатление сложного хаотического строения (один заход оттуда, другой отсюда), но в целом все получилось довольно гармонично. Здесь можно не только временно находиться, но полноценно отдыхать и комфортно жить. По фотографиям кажется, что в доме много углов, но когда находишься внутри, все нормально - это почти не чувствуется. И самое главное, что такая организация дома нравится вот этому конкретному человеку, и ему здесь удобно. У нас сложились очень хорошие отношения с заказчиком, который во многом доверял нашему профессионализму, и мы старались его не подвести".
Современный интерьер, подобный этому, в отличие, скажем, от классического, более непредсказуем. Можно жить в нем годами, но не пресыщаться, не уставать, а продолжать получать от него свежие импульсы жизненных сил и оставаться зрителем неожиданных визуальных эффектов, созданных архитектором нестандартных пространственных ракурсов - словом персонального шоу, которое все длится и длится. Эта идея заложена в проект авторами, сумевшими найти нужную тональность, где резкую и будоражащую, а где менее навязчивую и деликатную.
"Нами изо дня в день решались чисто композиционные задачи. И на мой взгляд, в этом и заключается смысл профессии - найти нужный поворот здесь, угол наклона там... Если этого не сделать, все валится, рассыпается. По большому счету, архитектор имеет дело именно с этим. Сначала находишь центр большой композиции, потом центр маленькой, совсем маленькой, и так до последней вазочки".

В изначальном проекте дома на чердаке было размещено большого размера арочное окно. А прямо под чердаком хозяева желали устроить просторную спальню. В процессе поисков было предложено объединить эти два помещения, разобрав перекрытие. Результатом стала эффектная, торжественная спальня с высоким сводчатым потолком, освещаемая солнечными лучами, струящимися сквозь очаровательного вида окно.

Еще запоминающийся момент - лестница, связывающая надземные этажи. Ее характерный динамичный каскад полированных черных ступеней опоясывает устремленный ввысь стеклянный объем, где с потолка спускаются подвижные светильники и специальные сосуды для растений - некий "аквариум" для цветов.
Это стало, по словам авторов, одним из самых тяжелых моментов, который необходимо было тщательнейшим образом конструктивно продумать: цветы нуждаются в поливке и уходе, а стекла необходимо мыть. Встал вопрос: как их открывать, ведь стеклянные дверцы со всех сторон "обнимает" поручень лестницы? Пришлось уделить этой цветочной витрине довольно много времени, придумывая разные технические ходы, подбирая особые петли, высчитывая места их расположения... И в конце концов, архитекторы добились желаемого: с одной стороны - выразительный пространственный элемент, а с другой - несомненное удобство его использования.

Коль скоро мы увлеклись созерцанием самых любопытных мест в этом доме, уместно будет спуститься в цокольный этаж, где расположились домашний кинотеатр и кабинет хозяина. Но наша цель - не экспрессивно выгнутая барная стойка, современная техника или сверхудобный диван, нет. Мы обратим внимание на... стены, вся поверхность которых покрыта квадратиками сусального серебра. Однако в результате - не ровный серебряный блеск, а поверхность "живая", как бы вибрирующая, неоднородная.
Этот эффект получен с помощью специальной химической обработки, после которой серебро покрылось сетью причудливых прожилок, "состарилось" и приобрело сдержанно-благородный вид. Весь цокольный этаж отделан этим "драгоценным" способом, но полное впечатление от потрясающей фактуры можно получить только вблизи.

Зато при оформлении дома нашлось достаточно места для природных материалов: из дерева предпочтение отдано клену, из камня - черному граниту. Удачнейшее сочетание с точки зрения не только совместимости цветов, но и технических характеристик. Естественные материалы превосходно дополнили холодные блики металла и стекла различной степени прозрачности, придавшие интерьеру остросовременное звучание.

Несмотря на цельность восприятия, дом изнутри совсем не похож на пустой спортивный зал - в нем устроено множество приятных камерных уголков, включенных в общую атмосферу, где можно уединиться, не оставаясь в одиночестве. Дом наполнен и оживлен различными деталями, среди которых нет "чисто декоративных элементов".
Каждый из них выполняет присущую ему функцию, а часто и не одну. Например, тот эксклюзивный, что в гостиной, похожий на изящное крыло или легкую лодку, "работает" разделителем функциональных зон, направляющей взглядов и движения, и даже так утилитарно - опорой для столешницы барной стойки. А венчающая сей элемент и "рифмующаяся" с ним группа светильников еще больше подчеркивает и усиливает его роль. Это позиция авторов: не создавать "фенечек". В процессе работы возникают элементы, необходимые этому пространству композиционно, затем продумывается и прорабатывается их функциональное назначение. "Декор - это когда есть пустая стена, на нее вешаешь картину, и это плохая работа с плоскостью. Если архитектор не доработал с ней, тогда пришедший следом декоратор заполняет неоправданную пустоту. Чтобы этого не произошло, мы сами стараемся разобраться с любыми деталями, которые заказчик намеревается держать на виду, подыскивая для них благоприятное местоположение и по размеру, и по смыслу, дабы окружение не "выталкивало" их как чужеродные".
Авторы проекта распределили поля и наделы, а что на них будет расти - этим волен распоряжаться сам владелец. Они расставили ключевые точки, организующие внутреннее пространство помещений, тем самым заложив в него возможность движения, изменения и временного развития. Но изъятие основных композиционных узлов может привести к деструкции, перекосам, которых лучше избегать в жилом помещении. Правда, эти искажения могут заметить преимущественно архитекторы, но остальные даже если этого не увидят и не поймут, то, скорее всего, почувствуют. Время от времени каждый из нас сталкивается с ситуацией, когда, находясь в каком-либо помещении, мы стремимся как можно скорее его покинуть, при этом сами не понимая почему.

При работе над этим проектом архитекторы умело использовали целый арсенал средств: освещенные ниши, стены с разрывами или не доходящие до потолка, присутствие зеркал, стекла и полированного гранита, также способного отражать и удваивать отраженное.
Все это создает стойкое ощущение, что подразумевается в этом интерьере гораздо больше, чем видится. Эти приемы, словно многоточия, помогают размывать явную границу зримого и буквального, создавая в жестких рамках плоть дома - многозначительную и эфемерную.

Сплошные стены от потолка до пола глухо изолируют скромного размера комнату, производя на посетителя впечатление сдавленности. В этом доме небольшие помещения визуально присоединены к более крупному объему. Внимание переориентировано, и находящиеся здесь люди воспринимают отдельные комнаты не как замкнутое пространство, а как небольшую часть
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

АрхиЁлка-2024: обновили программу! Еще больше возможностей прекрасно провести вечер

С 1 ноября цена изменится. Не упустите возможность приобрести билеты по выгодной цене.

#Новости

Подарки на Новый год: коллаборация Gucci

Мануфактура муранского стекла выпускает ёлочные игрушки вместе с Модным домом.

#Новости

АрхиЁлка состоялась

В начале декабря после перерыва журнал SALON-interior вновь провёл свою легендарную АрхиЁлку.

#Новости

Мебель с историей: Zanotta, Asko, Lema, Cappellini, Flou

Предлагаем погрузиться в истории пяти международных брендов, которые играют ключевую роль в развитии современной индустрии. Их предметы и новаторское видение без преувеличения изменили мир дизайна и до сих пор продолжают формировать дизайн-среду.

#Новости