Новая эклектика: квартира с эффектным и символичным интерьером
Архитектурная студия DZM, при активном участии выдающихся российских художников и мастеров, создали уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге. Проект назвали философично — «Времена года».
В названии заложены глубокие смыслы: оно и о временах года, и о «временах» жизни, и об исторической, культурной памяти человечества. За сплошным остеклением двусветного пространства вслед за сезонами меняется сад, напоминая о ценности каждого мгновения, а интерьер впечатляет масштабностью подхода, уникальными решениями, красотой каждого элемента. Закрытый с улицы стенами дома «райский сад» напоминает нам о висячих садах Семирамиды. Остекление с особым напылением усиливает солнечный свет. Эта сильная архитектурная идея актуальна для Санкт-Петербурга с его бесчисленными дворами-колодцами.
Работы над этим грандиозным проектом шли более трех лет. Отвечая на вопрос о том, как же удалось реализовать столь уникальный многосложный и многодельный объект, архитектор Дмитрий Мудрогеленко цитирует Чарльза Камерона: «Искусствам естественно стремиться к своим ценителям и друзьям». Между архитектором и хозяевами-супругами сложилось редкое взаимопонимание. Дмитрий особенно отмечает роль заказчиков, которые и вдохновили на творчество, и приняли деятельное участие в проекте на всех его этапах.
Яркий индивидуальный стиль интерьера архитектор называет «новая эклектика». Вот что он рассказывает о том, как появилась эта стилистика: «Перед нами встал вопрос о новаторстве и историзме в интерьере. Здесь важным фактом является то, что мы называем новой эклектикой: гармоничное соединение исторических стилей и модернизма. Мы учитывали тот факт, что современные люди воспринимают модернисткую, с элементами хай-тек архитектуру и дизайн на уровне одного ретроспективного горизонта со стилями историческими (до 1914 года). То есть для нас модернизм — архитектура в духе Мис ван дер Роэ или, допустим, иконы своего времени «Черного квадрата» Малевича, созданные сто лет назад, — никакой уже не манифест, не вызов, не открытие (которыми они являлись в момент своего появления и потом еще долго), а также уже классика. На интерьер, как и на весь современный дизайн, мы посмотрели именно с этого ракурса. На объекте трудилось много молодых мастеров: они тоже так чувствуют».
Эклектика — сложный жанр, которому нужна основа, «твердая почва». Создать гармонию авторам помогла формула «дизайн как продолжение архитектуры». Это один из главных принципов работы архитектурной студии. «Раньше архитекторы решали сначала фасад дома, — объясняет Дмитрий. — Архитектор был прежде всего рисовальщиком. Планировка помещений внутри дома носила вторичный характер. Таковы старинные здания Санкт-Петербурга. Модернизм же провозглашает отправной точкой свободную планировку и крупный внутренний объем. Также и в нашем проекте «Времена года». Мы в современные пространства привнесли античные декоративные элементы — чтобы сделать их выразительными, индивидуальными, немного романтичными и неповторимыми — соответствующими духу историзма».
Для органичности восприятия здесь это не копирование образцов, допустим, какого-то палаццо, и не просто мебель в духе условной «Захи Хадид» в историческом интерьере: это абсолютно авторский, стопроцентно персонализированный под заказчика интерьер, в котором каждый элемент индивидуально прорисован и создан вручную.
Например, огромный лепной картуш из гипса над пролетами лестницы — это новая авторская работа. В детской и столовой установлены панно с вышивками модного питерского модельера Стаса Лопаткина. Светлана Серебрякова, ученица знаменитого скульптора М. К. Аникушина, создала лепные барельефы в гостиной, символизирующие четыре времени года. За образец взяты античные образы, а вдохновением послужили ренессансный «Фонтан нимф» Жана Гужона в Париже и скульптура «Зима» Мориса Фальконе. В центре этой асимметричной композиции — портал камина из мрамора Sahara Noir, с зеркалом и рамой.
Осевые композиции — важный элемент архитектурного решения. Так, на одной оси расположены гостиная и парадная кухня-столовая, а также главная спальня на втором этаже, спрятанная за лофтовой стеклянной перегородкой. За откатными дверями кроется встроенная рабочая зона парадной кухни. Остров выполнен по оригинальному проекту, маскароны на углах — своеобразный оммаж ангелам на шпиле Петропавловского собора. На потолке столовой — парафраз оригинального потолка из исторической питерской квартиры, расположенной на Вознесенском проспекте. Здесь вообще много петербургских ассоциаций, ведь создавали его именитые петербургские мастера, признаваясь в любви к своему городу.