Ода спокойствию
загородный дом Нина Прудникова
в галерею
Он расположен в глубине участка, и первое, "интригующее" впечатление складывается у зрителя еще за воротами, с улицы.
Оттуда можно наблюдать спокойную пластику стены, а над ней - не менее спокойную архитектонику здания. Что образует весьма гармоничную и нарядную пространственную композицию. Судите сами.
Массивные кирпичные столбы, составляющие "костяк" стены, заключают в себя и ворота гаража (на две машины) из белой вагонки, и калитку в глубине благоустроенного входного тамбура, и черную металлическую сетку, которой забраны "окна" ограды. В таком случае "шторы" - это плотный декоративный кустарник, который планируется посадить позади сетчатых "окон".
Продольно-поперечное членение забора рифмуется с фасадом дома (см. план), а именно - с сетчатым ограждением террасы, с игрой разноуровневых скатов крыши и с узкими окнами каминной комнаты.
Однако, помимо линий, есть еще и цвет. Он варьируется от ограды к дому различными материалами (кирпич, вагонка, штукатурка, металл) - от белого и бежевого до черного и терракотового. Грубый и высокий цоколь здания зрительно "съедается" каскадом ступенек, венчаемых кустистыми полосками зелени. В результате здание кажется более низким. Оно становится соразмерным человеку и психологически воспринимается как более уютный, "домашний" объект.
Ощущение спокойной теплоты (а иначе - уюта) в данной работе присутствует всюду, как кислород. И, подобно тому же кислороду, легко и свободно проникает с улицы в интерьеры и обратно - то ли в виде сквозняков, парусящих занавески, то ли в качестве архитектурно-дизайнерских приемов. Что, конечно же, не случайно.
Переступив порог дома, мы оказываемся в просторном холле. Его решили сделать крупным, высотой в два этажа. Цель? - Сразу, сходу сформировать у гостя первое, "представительское" впечатление как о хозяевах, так и об их жилье. Что ж, впечатление возникает довольно сильное и, если можно так выразиться, "архитектурное". Членение пространства - продольно-поперечное, а его "мускулатура" - поперечно-полосатая. Выявленные декоративные балки потолка задают направление движению попавших сюда воздушных масс. Направление же взгляда (особенно - первого) контролируют две визуальные оси, проходящие сквозь двери, за которыми столовая. Кстати, все двери "представительских" помещений первого этажа сдвигаются в сторону. Экономно - раз, красиво - два.
Ось симметрии намечена креслом, "восседающим" в простенке между дверями в столовую, и картиной. Направо от входной двери - длинное прямоугольное зеркало и стеклянная витрина, сквозь которую видно соседнюю каминную комнату.
Налево - лестница на второй уровень дома. Интересный штрих: подножие лестницы не забрано в шоры ограждения, а открыто, что позволяет ступенькам бежать не только прямо, но и вбок. Рядом с лестницей - платяной шкаф, который в процессе эволюции стал частью стены. Перила балкона второго яруса созвучны по силуэту ограде участка. Эти перила - главная архитектурная форма холла, своего рода низкочастотные "басы", вокруг которых мелодично накручиваются остальные ритмические темы пространства.
Колористика. Ее доминантами здесь стали терракотовый и белый. Сочетание нарядно и, вместе с тем, торжественно. Слева на заднем плане - темно-коричневый цвет декоративного кирпича, снизу прохладно тускнеют болотно-зеленые тона керамической плитки, коей выложены полы всего первого этажа.
Раздевшись и пройдя, согласно указанию потолочных балок, прямо, в столовую, замечаем еще одну немаловажную черточку здешнего миропорядка - классическую анфиладность комнат.
Отсюда видны все соседние помещения, расположенные по периметру этажа - гостиная и кухня. Впрочем, туда мы еще успеем попасть, а пока освоимся в столовой. Ее интерьер преимущественно "раскрашен" в мелкую бежево-черную полоску. Таковы драпировки на окнах и кокетливая обивка стульев. И то, и другое команда Нины Прудниковой выполнила специально под этот проект. Назначение штор - парадное, они ничего не загораживают, на то есть жалюзи. Центр помещения, обозначенный небольшой кованой люстрой, по праву занимает круглый белый стол. В случае необходимости он раздвигается, не теряя своего центрального положения, что очень понятно: ведь в классическом интерьере симметрия - основное условие нормального существования. И все в столовой убеждает нас в этом: симметричны два окна и портрет между ними, симметрично расположены у противоположных темно-коричневых кирпичных стен два комода и бра.
В кухне выделены две зоны - рабочая и "перекусочная", с ответвлением барной стойки.
Потолок здесь двухуровневый. Он "приспущен" по периметру и "приподнят" к центру. Два холодильника и микроволновая печь убраны в стенные ниши. Окна в кухне горизонтальные, длинные, узкие и расположены непосредственно над рабочими плоскостями. Для освещения последних этого вполне достаточно, а больше ни света (кухня - на солнечной стороне), ни видов из окошек (неприглядные соседские дома) не требуется.
Гостиная и каминная не изолированы друг от друга, но и объединены тоже весьма условно. А все потому, что находятся они на разной высоте над уровнем моря.
Каминная - на пару ступенек ниже. О ней мы еще поговорим. Займемся пока гостиной.
Все те же продольные потолочные балки. И все так же ломберный столик стоит в центре. Над ним склонился торшер. Стульев по-прежнему, по числу членов семьи, четыре, но они уже без бантов, а с завязочками. Доминирующая в гостиной колористика - сочетание белого и терракотового. В отличие от столовой, где оттенки зеленого самозванно поднялись до положения основных. Что еще заслуживает здесь нашего внимания? - Большое окно. Почему оно такое большое - понятно: а) живописный вид на собственную лужайку, б) "вечерняя" сторона дома. И когда шторы раздвинуты, становится вполне ощутим скрытый созерцательный потенциал этой комнаты.
Каминная предназначена для созерцания, только иного рода: в невысокий прилавок, отделяющий ее от гостиной, встроено большое "окно в мир" - телевизор. Рядом, в углу, расположился камин, белый ствол которого у основания дважды перечеркнут каминными полками.
Между ними - еще одно важное "окошко", с видом на танцующее пламя. Наличие этих элементов обстановки заставляет предположить, что хозяева и их гости, оказавшиеся тут, созерцанию предаются подолгу и, скорее всего, в вечерние часы. В чем нас окончательно убеждает псевдоготическая узость двух окон, которые расположены симметрично и ось их симметрии задается картиной в простенке. Таинство созерцания "окон" телевизора и камина, очевидно, творится в полулежачем положении с обширных белых диванов, среди множества подушек. Полумрак, слегка рассеянный свет двух настольных ламп, шампанское на низком квадратном столике...
В каминной зале тоже соблюден представительский принцип "мгновенного сильного впечатления". "Работают" на это, в первую очередь, потолочные балки. Второстепенная динамическая архитектурная деталь, задававшая в других помещениях направление нашего взгляда, в каминной они сделались главным пространственно-образующим элементом.
Поскольку каминная расположена под наклонным скатом крыши, ей пришлось стать у "основания" высокой (7 м), двухэтажной. И тогда сквозная тема декоративных потолочных балок получила неожиданное продолжение: крутой подъем, набирающий скорость спуск и выход за пределы... Иными словами, потолочные балки, "выныривая" из гостиной, резко, под углом, в