Ойва Тойкка
Посвятив почти 40 лет своей жизни работе на крупнейшие фабрики Скандинавии (Nuutajarvi Glass, Hackman Designor Oy Ab), профессор Ойва Тойка считает, что развитие дизайна определяют маленькие фирмы
в галерею
- Не то чтобы я много думал об этом... Так получилось. Я собирался стать художником. Потом по воле случая попал в отделение керамики. У меня была прекрасная возможность делать самые разные вещи. Стекло, керамика, театральный и графический дизайн - я работал практически во всех областях. Пожалуй, кроме живописи. Живопись - единственное, чем я почти не занимался...
S: Вы могли бы определить свою философию дизайна?
- Не могу сказать, что знаю ее точно. Я не так теоретичен. Я очень открыт. В зависимости от ситуации я легко меняю свою философию.
S: Кому из дизайнеров Вы отдаете предпочтение?
- Самый великий создатель - Бог. У него хороший вкус. Он создал куб, шар и цилиндр... Он мой любимый. Но, конечно, Кай Фрэнк очень важен для меня. Когда-то мы работали вместе. Он был выдающимся дизайнером.
S: Ваша коллекция стеклянных птиц считается одной из самых известных в мире. Откуда этот мотив?
- Птицы - типичный сюжет для стекла. Многие художники делали птиц. Правда, я сделал их немного больше, чем другие.
Когда мы только начали производить птиц, это было дорого. Но в результате сработало. Сейчас это очень большой бизнес. Как мне кажется, птицы очень индивидуальны. Каждый раз я придумываю новую забавную идею, применяю различные техники, цвета...
S: Вы долгое время преподавали дизайн...
- Я преподавал в Швеции. Чудесное было время. Замечательные студенты. В основном красивые юные девушки. И, кроме того, талантливые. Мне нравилось преподавать им. Я ставил перед студентами проблемы - они должны были их решать. Это очень хорошо работало.
S: Как Вы оцениваете развитие скандинавского дизайна в настоящее время?
- Я думаю, возможности скандинавского дизайна заложены в нем самом. Сейчас преобладают большие фирмы. Дизайн становится теоретичным по ощущению. Задачи ставятся так: сейчас нам нужно это, потом - то. Мне кажется, такой подход губит вдохновение. Должны существовать маленькие фабрики. Должны быть люди, которые пойдут против хорошего вкуса.
Хороший вкус - это очень, очень опасно в художественном смысле. Тут неоткуда появляться новым идеям. Некоторые дизайны должны быть глупыми. Если этого не будет, если дизайнеры будут уверены в том, что они все знают, - они не будут знать ничего. Хорошо, когда появляются вопросы, над которыми снова и снова станут задумываться: возможно ли это? Глупые вопросы. Иначе окажется, что все - только черное и белое. Что, конечно, безопасно и красиво, но это только один угол зрения на дизайн. Меня восхищают обычные люди. Они любят яркие цвета, разные (не только красивые) вещи. Я ничего не имею против красивого дизайна, но должны быть и другие ощущения.