Ольга Фрейман: «Классический интерьер — это прежде всего пространство, выстроенное по законам гармонии»
Что представляет собой классика сегодня, что она есть и откуда пошла, почему в современных интерьерах используются классические приёмы построения пространства, какие новшества принёс XXI век в традиционный интерьер, классика или эклектика, модные тренды и материалы в современном классическом интерьере — обо всём этом размышляет архитектор Ольга Фрейман.
Основа основ
«Основы классического интерьера пришли к нам из древнегреческой архитектуры и философии. Почему же через столько столетий мы продолжаем им следовать? Всё дело в том, что греческие философы не изобрели нечто новое, они лишь сформулировали и облекли в форму законы гармонии пространства, заложенные природой. Принцип золотого сечения, симметрия, пропорции классического стиля, не столько украшение, сколько части построения пространства, подсмотренные у природы — творца гармонии. Так, пропорции золотого сечения присутствуют и в бутоне распускающейся розы, и в морской раковине, и в галактической спирали».
Ольга Фрейман
В чём секрет?
«Классический интерьер — это прежде всего пространство, выстроенное по законам гармонии. Грамотный дизайнер не предложит вам треугольную спальню, даже если это модно в этом сезоне, потому что в ней человек просто не сможет выспаться, отдохнуть из‑за острых углов. А если вы хотите спать под куполом, как император, то без классического балдахина над кроватью в такой спальне не обойтись, иначе тревожное состояние не позволит уснуть. Интересно, что все великие реформаторы в архитектуре и дизайне интерьера появились лишь в начале XX века, но и они не отходили от классических пропорций, существующих уже две тысячи лет. Об этом писали в своих работах Ле Корбюзье и Людвиг Мис ван дер Роэ. Меняются лишь детали. Симметрия, прямоугольные пропорции золотого сечения, соотношение высоты потолка и проёмов окон, пропорция колонны 1/12, соединение стены и потолка при помощи карниза — всё это по‑прежнему основа для создания комфортного, гармоничного пространства. И если посмотреть на историю интерьера, мы увидим, что классицизм неизменно возвращался в разные эпохи. Классика возвращается не как театрализованное зрелище с колоннами и карнизами, а как сильное, бессмертное направление. Обращение к классике — это всегда причастность и любовь к истории и культуре. Желание жить в атмосфере традиционного интерьера означает стремление к покою и стабильности, к тому, что проверено временем и никогда не изменится».
Классика или эклектика?
«Важнейшие черты классического интерьера — сложность реализации, большое количество деталей и проработки, дорогие материалы, большие площади помещений. В наше время сверхтехнологий многое можно ускорить, упростить, удешевить. Есть соблазн заменить натуральные материалы искусственными, ручную работу серийным производством, дровяной камин электрическим… Но я, как и многие мои коллеги, работающие с классическим интерьером, убеждена, что замена подлинного на суррогат или более дешёвый аналог не приведёт к успеху. Потеряется душа, уйдёт суть классического интерьера… Конечно, часто бывает так, что сроки реализации проекта поджимают, жизнь ускоряется, архитекторы и дизайнеры ищут выход. Как результат — прекрасное современное направление под названием «эклектика». Эклектика как стиль вышла из классического интерьера и тесно с ним связана, она подчиняется тем же законам, и важнейший из них — стремление к гармонии. Точно так же в XVIII веке возникло стилевое направление, любившее смешивать разные направления, а именно колониальный стиль. Недавно появилась мода на винтажные предметы декора. Это вещи из 30–60-х годов XX века. Они вписываются в классическое пространство, но с трудом выдерживают соседство с классической мебелью и традиционным искусством. Слишком разные социальные задачи ставили эпохи создания этих вещей. Классика — олицетворение аристократизма, индивидуальности и стабильности, а 30-е годы — разгул индустриализации, массового производства, необходимости стремительной смены образов. Все они как бы говорят: «Мы ненадолго, завтра освободим место!»
Профессиональный подход
«При любом синтезе разных стилевых элементов важно делать это осознанно. И современная индустрия отделочных материалов предлагает профессионалам широчайший выбор. Это и керамогранитные панели–слэбы, и тончайший срез натурального мрамора, наклеенный на большую плоскость стекла, и напольные панели из обработанной кожи, и мебель классических форм, выполненная из современных материалов. Профессиональный подход к созданию современного интерьера на основе классики — это баланс грамотно выстроенного пространства, классических пропорций в сочетании с тщательно подобранными натуральными материалами и спроектированными специально предметами интерьера, с любовью собранными объектами искусства, антиквариата. Конечно, можно внести долю иронии в слишком серьёзную классическую обстановку при помощи предметов современного искусства. Но и тут нужно не забывать, что подбирать современную скульптуру или декоративное панно необходимо в соответствии с пропорциями и освещением пространства».
Новые горизонты
«Именно по этому пути сегодня идут ведущие производители классической мебели и предметов интерьера во всём мире. На второй план уходит классическая мебель в её традиционном исполнении. Фабрики предлагают нам вещи классической формы, материалы в неожиданной современной интерпретации. Например, коллекция хрустальных светильников от компании BACCARAT, созданная совместно с Филиппом Старком, или вазы LALIQUE по дизайну великой Захи Хадид. Сегодня появились достойные российские производители дизайнерской мебели, создающие мебель в стиле фьюжн. Так, марка MRS RUBY использует натуральный шпон дерева в отделке современной мебели. Мне очень импонирует эта тенденция, потому что по‑настоящему хорошие реплики классической мебели музейного уровня — редкость, и компании, их производящие, остаются востребованными в своём сегменте. Эти предметы всегда найдут своего ценителя. Тогда как количество интерпретаций на тему классики сократится, уступив место забавным современным вещам. Модные тенденции меняются с огромной скоростью, и мы вместе с ними будем радоваться смене цветовых и стилевых трендов, как это происходит в фэшн–индустрии».
Каковы правила?
«Опытные декораторы знают, если пространство правильно спроектировано, соблюдены пропорции, соотношения световых проёмов и стен, то декоративное наполнение может быть весьма вольным, смелым, свободным. Можно сочетать самые разные направления в дизайне мебели и светильников, можно дополнять интерьер предметами современного и традиционного искусства. Сегодня модно использовать люминесцентные оттенки, несвойственные классике, которые подчеркнут красоту пропорций. Но намного сложнее создать гармоничный интерьер в пространстве, где не соблюдены классические пропорции. Мы, профессионалы, вынуждены исправлять недостатки помещения при помощи декоративных деталей. Выход — более сдержанная цветовая гамма, мебель одного стилевого направления и предельно внимательный подбор предметов искусства. Иначе дисгармония только усилится».
Цвет и свет
«Цвет в классическом интерьере крайне важен. Если минималистский интерьер, как правило, монохромен, и достаточно сбалансировать тёмные и светлые поверхности, то в традиционном интерьере это море, океан свежих, открытых цветовых сочетаний. Недостаточно понимать, как грамотно соединить все цвета, ещё нужно правильно разместить источники освещения. Так, «тёплый» свет не позволит выявить цветовые нюансы, тогда как освещение, имитирующее пламя свечи, идеально подойдёт для создания уютного настроения. Холодный свет — аналог дневного — показан для гостиной или столовой, там чаще всего присутствует и просматривается богатство оттенков, драпировок, игра натурального камня и дерева».
В заключение
«Из своего опыта работы с предметами искусства я знаю, как сложно сочетаются антикварная мебель, старинные предметы декора и современное искусство. Подобрать и соединить несоединимое — это целая наука и большой труд. Но именно решение сложных задач приводит к цели. И приходится экспериментировать на себе. Не секрет, что самые яркие и интересные интерьеры дизайнеры делают для себя… Но как иначе? Экспериментировать на заказчиках мы не имеем права».
В материале использованы фотографии частных интерьеров — квартир и загородных домов, спроектированных архитектором Ольгой Фрейман.