Особняк с 'историей'

Роскошный двухэтажный особняк на Большой Никитской улице, построенный архитектором Н. Г. Зелениным

Дата публикации: 12.08.2001

Фото: Евгений Лучин

Текст: Татьяна Константинова

Журнал: N6 (62) 2002

Так уж повелось, что начало каждого столетия открывается чем-то новым, неожиданным, революционным. Эта новизна ощущается во всем - в политических взглядах, искусстве, моде, архитектуре. Однако и в такие моменты даже не столь отдаленное старое приобретает ореол трогательной ностальгичности и раритетности: этой ушедшей, казалось бы, "стариной" можно гордиться и нечто у нее позаимствовать. В начале XX века, когда модерн был на пике своего расцвета, многие стали возвращаться к ампиру, готике, рококо. Но этого владельцам "неоособняков", как оказалось, было недостаточно, и они придумывали своему жилищу сказочную историю с романтическим "флером"...

Из легенд, бытовавших в московских особняках того времени, можно было бы составить сборник самых настоящих "страшных мифов" на амурно-любовную тему.

Особенно впечатляет "история" роскошного двухэтажного особняка на Большой Никитской улице, построенного архитектором Н.Г. Зелениным для семьи известных богачей Балиных. В будуаре над дверями изображены две барельефные головки, обращенные лицом друг к другу. Легенда почти точно иллюстрирует роман Достоевского "Идиот": богатый купец предложил этот особняк в качестве подарка своей возлюбленной. Но дом ей, видите ли, не приглянулся. Купец, естественно, обиделся. И убил неблагодарную, как наш Рогожин - свою Настасью Филипповну. Но потом опомнился, пожалел о содеянном и... застрелился сам.

Уже более ста лет злодей и жертва вполне мирно поглядывают на гостей, решивших отдохнуть в золоченых креслах. В этой сравнительно небольшой комнате много позолоты, которая особенно выигрышно смотрится в сочетании с белым цветом.
Так любила отделывать свои покои Мария Антуанетта. Стены, обтянутые тканью дамассе оттенка золотистой охры, подчеркивают удивительную белизну мраморного камина. Потолок с изображением гирлянд, акантов, раковин утопает в золотых листьях. Позолоченная резьба по дереву покрывает и порталы дверей, и оправы зеркал...

Легенда старого особняка вовсе не пугает его нынешнего владельца - посла Турции в России господина Наби Шенсоя. Наоборот, она кажется ему весьма забавной.

"Изумительная архитектура и декор здания, его любопытная история, - признается г-н Шенсой, - приводят в восторг и моих коллег, послов других государств, и гостей, приезжающих из Турции. Да и мне самому он очень нравится. Хотя приходилось бывать во многих очень красивых местах: я работал в США, на Кубе, в Венесуэле, Лондоне и Испании. Но возможность жить в Москве считаю подарком судьбы.
Даже будучи мусульманином, я, как ни странно, полюбил архитектурный облик православных церквей. Особенно мне по душе храм Василия Блаженного на Красной площади. Он излучает какую-то магическую силу, как, впрочем, и этот дом на Большой Никитской. Между прочим, до нас здесь размещалось бюро Миссии помощи России, которое возглавлял известный норвежский исследователь профессор Нансен. В 1925 году здание было отдано посольству Турции. Наше правительство проявляет заинтересованность в судьбе здания и проводит своевременную реставрацию.

До переезда сюда я жил в Анкаре в обыкновенной квартире. Но продал ее, и по возвращении на родину собираюсь приобрести дом. Не такой роскошный, конечно, но комфортный. Поскольку это предполагает важное ныне понятие - "искусство жить". А значит, нужно быть всегда оптимистом, пребывать в согласии с самим собой, работать с удовольствием и с удовольствием же отдыхать..."
И что интересно: господину послу довелось пожить в одном из самых гостеприимных домов старой Москвы, где столы ломились от яств, а вино лилось рекой. Впрочем, по отзывам дипломатов, аккредитованных в российской столице, гостеприимство в особняке на Большой Никитской не перевелось и поныне. Как и положено, гостей встречают в огромном холле (приемной) со сводом, опирающимся на колонны, увенчанные ионическими капителями. Такими же капителями декорированы и пилястры, которые украшают стены и зеркало.

Настоящее чудо искусства являет собой бело-розовый мраморный камин в стиле ампир. Рядом с камином расположены консоли с изящными вазами XVIII века, расписанными позолотой и амурными сюжетами.
Чудесные резные двери ведут из приемной в столовую и кабинет. Парадная столовая выполнена в стиле эпохи Тюдоров. Однако от настоящей средневековой готики ее отличает, как сказали бы сегодня, некая гламурность. Яркое доказательство тому - камин в духе Людовика XIII, украшенный цветочным орнаментом. Напротив камина четыре окна с великолепными фронтонами, декорированными красным штофом. Между окнами - витрины для посуды, которые встроены в настенные панели тонкой резьбы, а также часы, увенчанные остроконечной башенкой. Такое же готическое сооружение украшает и диван из красного бархата. Покой сидящих на нем "охраняет" пара львов. Потолок столовой разделен темными деревянными балками и покрыт кессонами.

Самая главная достопримечательность в кабинете господина посла - большой резной камин, полностью занимающий одну стену. Ампирная мебель обтянута прекрасным темно-розовым шелком с золотыми виньетками, что в сочетании с красным деревом создает изумительную гармонию.
Позади этой комнаты имеется еще одна. Это библиотека. Она очень маленькая. Но, как говорится, мал золотник, да дорог. Кроме интересных книжных шкафов, также "вставленных" в настенные панели, впечатляет потолок, покрытый живописными фресками.

Из главной приемной в первом этаже по монументальной мраморной лестнице можно подняться наверх. Бронзовая решетка с изображениями цветов и грифонов начинается и завершается консолями, своеобразными пьедесталами для внушительных ваз-подсвечников. Между двумя маршами - красочный витраж, где богиня Диана предстает во весь рост во всей своей мифологической красе. Даже стены меж лестничными пролетами - прекрасные произведения искусства. Они украшены пилястрами, вазами, гирляндами и рельефными пасторальными сценами...
На верхней площадке - две двери. Одна из них ведет в личные покои господина посла, другая - в комнаты для приема гостей и прочего досуга.

Главная зала изначально предназначалась для проведения музыкальных вечеров и танцев. Величавую торжественность ей придают одиннадцать пар белоснежных пилястров, возвышающихся на фоне нежно-зеленых стен. Очень красивая мягкая бархатная мебель из карельской березы в стиле ампир соперничает с мебелью более поздней работы - необычайно изящной, легкой, обитой тканью в полосочку. Блестящую роскошь залы подчеркивают старинные комоды, консоли, подставки для цветов. От прежних владельцев сохранились бронзовые карнизы для занавесей с великолепным венком-вензелем посередине. Нынешний хозяин дома господин Наби Шенсой тоже внес свою лепту в декор главной залы: на журнальных столиках аккуратно расставлена его коллекция турецкого серебра.
О малой "золотой" гостиной рассказ уже шел: именно здесь, взирая друг на друга, мифические владельцы этого особняка уже сто лет наблюдают за происходящими в доме переменами. Поздоровавшись с ними, посетитель попадает в третью, и последнюю, комнату для приема гостей. Это типичный модерн, для которого характерны плавные линии, абстрактные образы и плоский растительный рисунок. А именно: округлый белый потолок, встроенная деревянная мебель простых и изящных форм. Бронзовые бутоны накладок на порталах дверей, люстра из цветного стекла, а также орнамент светлого дерева делают эту комнату дамской. Для вдохновения и размышлений. О любви и вечности. Этому способствует прекрасная перспектива всей анфилады из трех комнат, которая подсвечивается хрустальными люстрами большой залы и отражается в зеркалах. До бесконечности - из прошлого в настоящее и будущее...
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

АрхиЁлка-2024: обновили программу! Еще больше возможностей прекрасно провести вечер

С 1 ноября цена изменится. Не упустите возможность приобрести билеты по выгодной цене.

#Новости

Подарки на Новый год: коллаборация Gucci

Мануфактура муранского стекла выпускает ёлочные игрушки вместе с Модным домом.

#Новости

АрхиЁлка состоялась

В начале декабря после перерыва журнал SALON-interior вновь провёл свою легендарную АрхиЁлку.

#Новости

Мебель с историей: Zanotta, Asko, Lema, Cappellini, Flou

Предлагаем погрузиться в истории пяти международных брендов, которые играют ключевую роль в развитии современной индустрии. Их предметы и новаторское видение без преувеличения изменили мир дизайна и до сих пор продолжают формировать дизайн-среду.

#Новости