Палаццо с именем
Дом по проекту Карло Скарпа
в галерею
Cлыша имя Карло Скарпа, специалисты в области архитектуры виновато пожимают плечами - так сложилось: с одной стороны, он изменил представление о современной архитектуре, с другой - о нем мало что известно. Возможно, потому, что долгое время Скарпа считался архитектором местного, итальянского (даже yже - венецианского) значения и за пределами региона Венето был мало известен. Но, скажем, архитектор эпохи позднего Возрождения Андреа Палладио тоже строил в основном в окрестностях города на воде и тем не менее занимает почетное место в истории искусства. Скептики заметят: "Но ведь Палладио заложил основы современной архитектуры". Что ж, вклад Скарпа в том, что он их перевернул. Одним из первых показал, что пространство самоценно, что обращаться с ним нужно очень бережно, не истязать и не кромсать, а обыгрывать, постепенно трансформировать в нужную форму. Он говорил, что архитектура - не искусство пропаганды, а задача архитектора не в том, чтобы прославиться. Архитектура - художественное оформление пространства, и работу архитектора как раз должно быть видно меньше всего.
Скарпа - мастер контекста. В его работах один исторический слой часто накладывается на другой. Он умел создать новое, не разрушив старое. Наоборот, с помощью постмодернистских деталей, современных возможностей освещения старался подчеркнуть антикварную основу. Палаццо Casa Balboni на Гранд-канале, когда-то принадлежавшее известной венецианской аристократической фамилии, было прекрасным поводом продемонстрировать это блестящее умение.
В Венеции законодательно запрещено вносить какие-то изменения в исторические интерьеры, представляющие художественную ценность. С Casa Balboni ситуация была проще. До того как его купило семейство Бальбони, здесь находилась мастерская, в которой делали гондолы. Властям это не казалось достаточной причиной для внесения его в реестр неприкасаемых памятников. И Бальбони получили возможность делать с ним все, что им заблагорассудится, и обратились к Скарпа, чтобы за историческим фасадом, который решили не менять, он создал современный интерьер. Так в 1964 году появилось Casa Balboni, единственное палаццо на Гранд-канале, интерьер которого практически полностью современный.
Главная гордость особняка - необыкновенной красоты лестница. Лестницы были ноу-хау архитектора. Говорят, в этой сфере придумано уже все, что только можно было придумать. Однако Скарпа так не считал, и его работы по праву заслужили славу конструктивных шедевров. В Casa Balboni это веер белоснежных ступенек и тонкая, графичная линия металлических перил. Самая изящная лестница в истории? Очень может быть.
Скарпа всегда помнил о деталях, сделал их своим девизом. Casa Balboni - наглядный тому пример. Здесь все, включая дверные ручки и даже дверные петли (!), сделано по эскизам архитектора. Антиквариат и предметы искусства, заполняющие интерьеры, собирались представителями семейства Бальбони долгие годы. Лучано Лукателло бережно сохранил все историческое окружение, добавил только кое-что из современной мебели и светильников, выпускаемых фабрикой REFLEX. Они, кстати, идеально соответствуют постмодернистской архитектуре Скарпа. Кажется, если бы он выбирал фурнитуру, то тоже остановился бы на этих креслах и столах.
Что ж, Casa Balboni есть во всех энциклопедиях по искусству в перечне работ Карло Скарпа, и можно понять почему.