Переменный ток
квартира общей площадью 260 м2
в галерею
Самое волнующее в этой квартире - коридор. Заходишь - и словно попадаешь в четвертое измерение - некий переход между мирами, нестабильное промежуточное пространство, которое не дает человеку никаких привычных ориентиров - куда оно ведет, где что находится, чего ожидать. Белые волнообразные стены, словно нагромождение облаков вокруг самолета, скрывают окружающий мир - это путешествие засветло, но, тем не менее, впотьмах. Вошедший в прихожую человек попадает в коридор, видит петляющие линии и мерцающую перспективу. В целом понятно, куда идти, но все настройки словно бы сбиты. Зачем это нужно? Этот вопрос опять же упирается в философию Айрапетова. Согласно ей, современный человек окружает себя клишированным материальным миром, который создает иллюзию предсказуемости и управляемости жизнью. Но это всего лишь иллюзия, так как значительное место в жизни занимает хаос, стихия непредсказуемая и бесконтрольная. И по-настоящему готов к жизненному пути человек, который пытается избавиться от клише и иллюзий, хочет видеть вещи реальными, даже если они пугают. И, в частности, архитектура
Не все в этом интерьере хаос и непредсказуемость. Здесь есть уголки стабильности, более привычно устроенные пространства, в которых спокойно и уютно. Тут возникает интересный эффект: после коридора, в котором слегка потрясывает, оказываешься в гостиной или спальне и вдруг очень радуешься ровным стенам, прямым углам, уюту. В обычных - спокойных - интерьерах не бывает такой реакции - уют и спокойствие в них воспринимаются как должное, поэтому не ощущаются так остро. А здесь до них еще добраться надо. И на этом контрасте нестабильного и стабильного построен интерьер. Такое устройство особенно бросается в глаза при взгляде на план квартиры. По центру прихотливо извивается река-коридор. По бокам находятся помещения с более привычной геометрией - спальни, кабинет, санузлы, подсобки. Они почти прямоугольные, хотя со смещенными осями. Но входы в них из коридора блокированы угловато-округлыми глыбами, которые нужно обогнуть, чтобы попасть в комнаты. Река вливается в гостиную, разбиваясь об утес - ту самую барную стойку, которая должна была символизировать встречу.
Барная стойка, кстати, и правда символизирует встречу - горизонтали с вертикалью. Дело в том, что горизонтальные линии в этом интерьере - это стихия, текучая и непредсказуемая, тот самый элемент хаоса. Это нити напряжения, визуализированный в материале ток энергии. Максимально полное воплощение этой стихии - коридор, в котором вообще нет вертикальных линий, он весь подобен бурливому потоку. В комнатах горизонтальные линии тоже текут - через традиционные предметы обстановки; пересекая и разрезая их, проходят вставки из Кориана®. Особенно хорошо это видно в спальне, где на "вытекающем" из коридора белом массиве-подиуме расположена кровать, из-под которой его линия, утончаясь, уходит к потолку. А вертикальные линии создают статику - они вступают в некое противоборство с прихотливыми горизонтальными, как бы встают на их пути, берут их в рамки. Местами вертикаль не выдерживает напора и гнется, надламывается, как, например, белая колонна в гостиной под мощным давлением черной барной стойки. Увлекательность архитектуры Левона Айрапетова как раз в таких взаимодействиях линий, углов, потоков и массивов (правда, в этом интерьере все сглажено и смягчено по сравнению с остальными). С первого взгляда они вызывают растерянность, но со временем присматриваешься - и прямо-таки эпические события видишь - встречи, битвы, примирения пространственных элементов.
Автор проекта
"Исходный проект был архитектурно более сложен, но мы пошли навстречу заказчику и сделали интерьер менее "опасным", хотя планировали создать более тревожное пространство, которое готовило бы человека
к встрече с чем-то новым"
Кориан® - зарегистрированный товарный знак Е.И.ДюПон де Немур энд Компани. Только Дюпон производит Кориан®