Под голубыми небесами
квартира общей площадью 154 м2 Жанна Кочурова, Дмитрий Быков
в галерею
Мало того, судя по восторженным отзывам автора проекта о заказчике, его вмешательство в ход работ было в высшей степени щадящим. А возможность разместить все коммуникации на техническом этаже, "подстилавшем" мансарду, открывала неограниченные перспективы для творчества.
На плане можно увидеть смелую стену-дугу, напоминающую одновременно дерзкий бросок мяча в баскетбольную корзину через все поле, полет летающей рыбы над океанской волной и стремительное движение самой волны, бьющей в береговой базальт. Впрочем, если отвлечься от динамичных метафор, то несложно заметить, что дугообразная стена прекрасно выполняет функцию связующей и дифференцирующей пространства структуры. Жаль только, что для впервые поднявшегося в квартиру посетителя это оказывается очевидным не сразу: дугообразная стена прежде всего воспринимается как плоскость, задающая направление движения в незнакомом интерьере. В бирюзовый фон активно вмешивается желтое и белое, растекающееся игривой волной по потолку, отражается в полу, или наоборот...
Первое, что поражает при следовании вдоль бирюзовой стены, - это ломаный силуэт проемов. То есть ничего необычного вроде бы и нет, но как-то настораживает этот настойчивый ритм излома. Бог знает, чего от него ждать. Как от шторма на море: то ли песок разгладит, то ли бетонный пирс вздыбит. И вот оно: кристаллическая сетка стеклоблоков прошивает бирюзовое насквозь, разрывая гибкое тело стены и драматизируя архитектурную ситуацию напряженностью конструкции. Впрочем, драматизируя ненадолго: по-домашнему уютно на стену стеклоблоков со стороны кухни навешены шкафы и шкафчики для посуды. А "всяк сюда входящий" невольно встает перед выбором: двигаться ли дальше в гостиную или несколько прийти в себя у приветливой стойки бара. Кухня отсюда просматривается в деталях. Еще один полупрозрачный стеклоблочный "айсберг" вносит посильную деконструктивистскую лепту - резко разделяет помещение почти пополам. Но в то же время вполне миролюбиво дает с одной стороны приют холодильнику, а с другой - электроплите, фритюрнице и металлической "трубе" вытяжки.
Поводом для размышлений архитектора над подбором красок для квартиры в целом стала приобретенная заказчиком желтая кухня. В соответствии с законами гармонического сочетания цветов для части плоскостей и деталей мебели был выбран контрастный цвет морской волны. А с целью смягчить "борьбу противоположностей" решено было разыграть ее на белом фоне. Говорить о максимуме колористических контрастов можно, судя по всему, в столовой, где к желтому и бирюзовому, стеклу и стали добавляется теплая древесная фактура столешницы и спинок стульев. А минимум несложно обнаружить в соседней гостиной.
Белого здесь становится так много, что авангардная игра контрастов уже не воспринимается как самоцель. Гостиная спокойна и лаконична. Ощущению уюта здесь ничто не мешает.
Самой же незагруженной в колористическом отношении комнатой оказалась спальня. Но прежде чем покинуть гостевую зону квартиры, хотелось бы сказать о ее проницаемости. Здесь так много проемов, просветов буквальных и "полупросветов" в виде стенок стеклоблоков, что квартира кажется совершенно прозрачной и бесконечно просторной. Известной степенью изолированности обладают лишь гостевой санузел и кабинет. В последнем хозяин может спокойно пообщаться с приятелем или побыть наедине с собой в то время, как остальное гостевое пространство активно задействовано под вечеринку. Итак, интимная зона. Две скромные двери в правой части бирюзовой стены, сразу не попавшиеся на глаза вошедшему в квартиру гостю, предназначены для хозяев.
Правая ведет в детскую. Цветовая гамма этой комнаты не просто совпадает с колористикой квартиры, но преумножает ее, доводя дело почти до "буффонады". Нет смысла перечислять пестрые детали "детского мира", разбросанные или расставленные на бирюзовом ковролине. Пройдет совсем немного времени, и их заместят тонально выдержанные и более лаконичные по форме предметы. Но пока ребенок живет в атмосфере сказки, каждодневного праздника цвета.
Левая дверь открывается в спальню. Здесь нет ни контрастных цветов, ни деконструктивистских изломов. Все очень спокойно, умиротворенно и, благодаря плавным линиям, предельно лирично. Мягкий свет льется от потолочного светильника и из гардеробной, через квадратные отверстия в ее округлых стенах. Тем не менее не возникает ощущения, что спальня позаимствована совсем из другой квартиры.
Просто кремовый цвет "фона" стал в этой комнате практически единовластным.
Ну и наконец хозяйский санузел, дверь которого открывается в спальню и который все возвращает "на круги своя". Игра цветовых отношений в нем ничуть не уступает той, что наблюдалась в гостевой зоне. Лишь усилена насыщенность цветов и их контрастность: бирюзовый "дорос" до синего в кафеле пола и "тельняшке" настенного рисунка, а желтый приобрел кирпичный оттенок, гармонирующий с синим и "морковным" цветом деревянных элементов мебели.
Метаморфозы цвета и материалов, морские мотивы и деконструктивистские идеи - все это способно обратить на себя внимание, произвести впечатление на гостя. Для тех же, кто останется здесь жить, для хозяев этой необычной мансарды, ее архитектурный и колористический драматизм скоро станет органичным. И тогда он будет называться уютом.