Поднятая целина
Английский сад английского дизайнера
в галерею
В Англии так редко бывает, чтобы рядом с домом - старым домом - и ни одного деревца. Англичане ведь все сплошь садоводы-любители. Особенно провинциалы, которым повезло иметь не только грядку под окном, а несколько акров земли и кучу свободного времени в придачу, которые можно с пользой потратить на выращивание лужаек и устройство клумб. В 1986-м, приехав с мужем смотреть Sibberton Lodge, деревенский домик рядом со Стэмфордом в графстве Линколншир, и не увидев ни лужаек, ни деревьев, Банни была удивлена и разочарована. Но дом стоил того, чтоб его купили. Построенный в XIII и слегка переделанный в XVII веке, каменный и прочный, он стоял на холме в окружении лугов и полей с пасущимися овцами и деревенек, темнеющих вдали, - как на картинке из иллюстрированной истории Англии. Подумав, что поговорка про сапожника без сапог не про нее, Банни решила, что сад вырастит сама, и супруги переехали. На улице стоял апрель, время для посадок позднее, но Банни отважилась рискнуть. У нее было две недели - весь ее годовой отпуск, и 1000 тридцатисантиметровых саженцев - для начала. В первый же день после переезда, не распаковав вещи, Банни начала копать. "Кольцо из деревьев должно было защитить дом от пронизывающих ветров, дующих с запада, и образовать костяк сада, - рассказывает она. - Чем заполнить этот костяк, можно было решить позже, когда позволят время и деньги". Банни делала все сама, без помощи садовника, тратя на сад не больше одного дня в неделю, как позволял ее лондонский рабочий график.
Вначале было отчего прийти в отчаяние - хрупкие молодые деревца хорошо укоренились, но качались на ветру, не давая защиты другим растениям: почва оказалась скудной, воды катастрофически не хватало… Но Банни Гиннесс не сдавалась. Она заказывала огромные трейлеры с удобрениями, выращивала небольшие по размеру растения, которые лучше приживались в суровых условиях, и добилась своего: целина медленно, но верно заполнялась лужайками и клумбами, постройками и грядками с овощами. Каркас из деревьев изначально разделил сад на несколько отдельных пространств, каждое из которых постепенно приобрело свой собственный характер.
Перед домом у прежних хозяев был настоящий фермерский двор, выложенный бетонными блоками и телеграфными столбами. С помощью рабочих Банни "выкорчевала" их, устроив здесь "приемный" дворик, очень приветливый и аккуратный, с мощеными дорожками и цветочными клумбами.
С задней стороны дома была разбита лужайка. Попасть туда можно прямо из кухни. Лужайка стала летней столовой, поскольку Банни поставила здесь огромный дубовый стол, сделанный по ее эскизам. Теперь можно было обедать в саду всей семьей, наслаждаясь видом на средневековую деревушку и пасущихся овец, которые издавна облюбовали луг напротив дома. Чтобы не портить такую красоту забором, Банни придумала отделить лужайку от луга совсем низкой и незаметной для глаз изгородью, построенной из телеграфных столбов, тех самых, которые раньше лежали на фермерском дворе. Кстати, овощи и фрукты к столу Банни выращивает на собственном огороде по соседству с лужайкой.
Через несколько лет после переезда в семье появились дети, и сад стал меняться под них. В ветвях развесистого дерева построили домик, откуда по канату можно "пролететь" в другую часть сада. В зарослях появилась земляная "лачуга" с соломенной крышей и место для костра. Чтобы дети могли "гулять по воде", пруд застелили невидимой решеткой. После всех этих нововведений дети едва ли не ночевали в саду. Даже сейчас, когда они выросли, им 16 и 18, они по-прежнему проводят здесь много времени, так же как и муж Банни. "Мой муж обожает сидеть в саду, но почему-то терпеть не может что-то в нем делать, - говорит Банни. - Я давно с этим смирилась, потому что он ведет все мои бухгалтерские счета, в которых я ничего не смыслю".
По замыслу Банни дом должен был перетекать в сад и наоборот. Поэтому она попросила архитектора Роберта Вейгтона сделать в доме французские окна, которые с тех пор всегда открыты в сад. Вдохновившись красотой сада, Вейгтон предложил увеличить также и другие окна, опустив подоконники. Так что теперь, даже сидя за столом в кухне, можно наслаждаться видом цветов. В свою очередь, сад тоже подчеркивает красоту дома. Это, по мнению Банни, одна из его главных задач.
Через 20 лет после начала работы Банни тратит на сад по-прежнему только один день в неделю. Но этого достаточно. "Я пытаюсь создавать сады, поддержание которых не потребует большого количества времени и затрат, - рассказывает Банни. - Ведь, согласитесь, лучше получать от собственного сада удовольствие, вместо того чтобы становиться его рабом. Возможен ли такой сад в России? Почему нет? Я сделала 35 аналогичных садов в Хоккайдо - там зима даже суровее, чем у вас. Мне кажется, в России тоже можно создать что-то похожее".