Подробности для непосвященных
квартира общей площадью 65 м2 Михаил Терещенко
в галерею
Можно любоваться им, как любуются готовой картиной. А можно попытаться проследить за ходом строительства от начала до конца, - так сказать, от грунтовки холста до последнего мазка. Пусть при этом изящное творение архитектора утратит для нас толику очарования. Зато мы сможем увидеть процесс сотворения нового интерьера во всех деталях и понять, из чего складываются затраты (подчас немалые) на радикальное переустройство домашнего уклада
"Задача архитектора - показать клиенту преимущества того или иного варианта, той или иной планировки..."
Реконструкцию своего жилища хозяева задумали на пороге значительных перемен в жизни: ожидалось прибавление в семье. И новая квартира мыслилась, конечно, средоточием семейного тепла и уюта. Здесь все должно было быть предназначено как для будничной, повседневной жизни, так и для торжественных случаев: кабинет, гостиная, спальня, кухня, санузел (санузлы?) Понятное дело, детская. Была также предусмотрена комната-шкаф - дрессинг.
Возможно, именно тяга к уюту заставила заказчиков отказаться от первоначально задуманного архитекторами варианта более открытой квартиры (скажем, без трансформируемой перегородки между гостиной и кабинетом). Разумеется, многое продумывалось уже в процессе строительных и отделочных работ, размещения мебели и установки оборудования - но в главном облик будущего интерьера оформился на стадии проектирования.
С экономической точки зрения, мы имеем здесь дело с проектом, предполагающим средний уровень затрат. Это означает рациональное расходование средств, позволяющее создать высококачественный авторский интерьер при относительно небольших денежных вложениях.
Расчистка и строительство
"Сносится практически все..."
В двух стандартных квартирах, расположенных по соседству в кирпичной девятиэтажке, были снесены все перегородки. Исчезли коридоры. Поскольку капитальных стен в рабочем пространстве не оказалось, с прежних времен уцелели только три несущие колонны. Со стен была удалена уже никуда не годная штукатурка тридцатилетней давности. Затем началось строительство. Заново прокладывались и прятались в стены и полы инженерные коммуникации. Возводились перегородки: вокруг "мокрого узла" из кирпича, в остальных помещениях в этом не было необходимости; поэтому перегородки, звукоизолирующие, но очень легкие, были изготовлены из менее солидного гипсокартона - двойной слой на металлическом каркасе.
Потолочные плиты в исходной конструкции были уложены из рук вон, так что теперь пришлось оборудовать подвесные потолки, тоже из гипсокартона. У более чем скромной высоты в 2.65 метра было отобрано всего пять сантиметров - авторы почитают это за удачу.
Так формируется архитектура квартиры, ее, если можно так выразиться, "коробка". На этом этапе зримо предстает нашим глазам планировка квартиры: гостиная, фактически объединенная с холлом и с кухней, кабинет, спальня, детская и дрессинг - комната-шкаф для хранения одежды. Кухня. И разумеется, "мокрый узел" - два санузла, хозяйский и гостевой.
Отделка
"Кроме кирпича и цемента отечественных материалов мы практически не используем..."
После общестроительных работ начинается отделка - сложная процедура, требующая высокой квалификации и технологической дисциплины. Мы остановимся на ключевых моментах этой стадии.
При достаточно банальной отделке стен (керамическая плитка в санузлах и на кухне, деревянные панели в холле, в остальных помещениях обои) особое внимание обращает на себя пол. В жилой части он изготовлен из экологически чистого пластика, который трудно отличим от настоящего паркета, тогда как стоит раза в два дешевле. По своим эксплуатационным свойствам (износостойкости и подверженности механическим повреждениям) этот пластик даже превосходит паркет - шведская фирма-изготовитель дает 25 лет гарантии. Технология укладки на пенополиуретановую выравнивающую прокладку заставляет это покрытие едва заметно пружинить под ногами - эффект "плавающего пола". Правда, признается, что эстетически он все-таки несколько проигрывает натуральным материалам.
В нежилых помещениях (холле, кухне и санузлах) при отделке полов предпочтение было отдано испанской керамической плитке (стены отделаны тоже плиткой, но итальянского производства).
Здесь использовался ряд конструктивных идей - из тех, что сегодня в ходу на Западе. В санузлах оборудованы трапы - отверстия в полу для стока воды. Они позволяют обезопасить свою и соседские квартиры от водной стихии. Система электроподогрева полов на кухне и в большом санузле позволяет регулировать температуру с точностью до градуса.
Акценты
"Многое решается по ходу дела..."
Одновременно с отделкой расставляются акценты в планировке квартиры. Различные конструктивные решения позволяют по-своему обыграть расположение помещений, придать внешнему облику той или иной комнаты какой-то новый ракурс. Если "коробка" задает тему, то конструктивные элементы дают всевозможные вариации.
Проход из гостиной в кабинет прикрыт трансформирующейся стенкой из пластика (такая же из дерева стоила бы раза в два дороже). Барная стойка, плавно переходящая в подоконник, и перепад уровней отделяют кухонное пространство от гостиной, обособляя две части, по сути дела, единого помещения.
Особое внимание стоит уделить окнам. Современные, на основе вакуумных стеклопакетов. Архитектор сказал будущему хозяину: "Я знаю пять-шесть хороших фирм и две-три очень хороших". Приоритет был отдан "очень хорошим", хотя за это и пришлось платить. Обычная балконная дверь переоборудована в огромную, 2.20 метра (почти во всю стену), створчатую конструкцию - окно, которое англосаксы называют "французским", а мы попросту - европейским. В ясные дни гостиная залита ярким солнечным светом. Здесь установлены три больших стеклопакета общей стоимостью около двух с половиной тысяч (приблизительно $320 за квадратный метр - на сегодняшний день это едва ли не максимальная цена!). Другой балкон, куда попадаешь из детской, застеклен, однако остекление это тоже трансформирующееся (дорогостоящая работа одной из финских фирм), и выходящий во двор, утопающий в древесных ветвях балкон легко превратить в открытый. Коль скоро речь зашла о солнечном свете, следует подробнее остановиться и на освещении.
В квартире множество бра, галогеновых светильников. Верхнего света - люстр - почти нет. В спальне свет решен в форме светящейся ленты, переходящей с потолка на стену. В большом санузле галогеновые светильники встроены непосредственно в зеркальный потолок.
Интерьер отделан, просчитана каждая мелочь, каждый конструктивный элемент: окна, двери, перегородки. Теперь необходимо подумать о меблировке квартиры и ее техническом оснащении.
Меблировка и оснащение
"Фактически мы все сдаем под ключ..."
Наконец, последний этап работы. Интерьер приобретает желаемый вид. Здесь очень важно не разрушить гармоничного целого, уже практически сформировавшегося к этому моменту. Выбор мебели и установка необходимого оборудования требуют профессионального подхода не меньше, чем планировка и отделка. Особенно интересна мебель в гостиной. При выборе ее отдавалось предпочтение простым, лаконичным формам - и эксклюзивному качеству исполнения.
В центре - журнальный столик, вокруг него мягкая мебель: кресла, диван известной итальянской фирмы B&B. В стороне - обеденный стол и стулья. Кухонный гарнитур из натурального дерева (орех) великолепно гармонирует с никелированными поверхностями кухонного оборудования и вытяжки. Перепад уровней между кухней и гостиной любопытным образом отзывается в мебели: со стороны гостиной - барные стулья, со стороны кухни - обычные. Кроме вышеперечисленного, корпусная мебель в гостевой зале практически отсутствует.