Поэтика кухни

45 плюс одна красивая кухня

Дата публикации: 18.02.2000

Фото: Виталий Нефедов, Александр Драйгор, Александр Шапунов

Стилист: Нина Махмурова, Ека Фрамполь

Ведущий рубрики: Данила Гуляев

Журнал: N11 (89) 2004

О самом, казалось бы, прозаичном и функциональном предмете мебели дизайнеры, владельцы фабрик и журналисты интерьерных изданий говорят в высоком штиле и вдохновенно, не иначе как о поэтическом произведении. Люди, которые сами почти не готовят, ставят в своих домах кухни по цене "роллс-ройса". Похоже, что сегодня кухня превратилась из функционария в предмет искусства

Кухонная мода обновляется не так уж часто, с периодом примерно в три года. И это логично: там, где царит искусство, мода замедляет свои обороты. Некоторые именитые производители вообще предлагают принципиальные новинки чрезвычайно редко, просто представляя "апгрейды" старых моделей. И это не от лени, конечно же, а от идеальности. В том смысле, что если совершенная кухня уже была создана 10-20 лет назад и стала эталоном, то создать новое совершенство практически невозможно. Это примерно как колесо заново изобрести. А все стилистические новации кухонь - это реверансы вокруг вожделенной кухни-архетипа.

Если и существует в природе кухня-архетип, то она минималистская, однозначно. Действительно, новейшая история кухонь - это постепенное избавление от всего лишнего. Впору говорить даже не о минимализме, а о пуризме. Современная кухня - объект герметичный, почти космический, это уже состоявшееся будущее из фантастических романов. И надо сказать, что это тот минимализм, который дорогого стоит, и буквально, и фигурально. За гладким глянцевым фасадом скрывается сложнейший труд технологов, конструкторов, специалистов по материалам и, конечно, дизайнеров.

Дерево также модифицируется миллионом традиционных и новейших методов его обработки. Недостатки древесины компенсируются всеми возможными способами. Например, считается, что кухни из массива дерева могут со временем деформироваться, покоситься. Могут, конечно, но дабы этого не происходило, разрабатываются специальные сверхпрочные конструкции и т.д. Древесина, таким образом, приобретает положительные характеристики искусственных материалов.

Современная кухня - это прежде всего поверхность. Соответственно, самый важный параметр кухни - материал. Главный среди материалов - металл. Также часто встречается и традиционное дерево, и стекло, и даже камень, но именно металл - лицо новейших кухонь, наиболее выразительное и представительное. Собственно, многие деревянные кухни обрабатываются таким способом, что производят впечатление металлических. Особый шик - сочетание столь разных фактур, как якобы необработанная древесина и хромированная гладь.

Главный кухонный парадокс заключается в том, что искусство, высокое и чистое, рождается в ожесточенной борьбе за функциональность и эргономичность. Радикальная эргономика - это когда в окружении гладчайших поверхностей буквально не за что зацепиться. Так проза превращается в поэзию. Это настолько удобно, что уже красиво. Дизайнеры постепенно отказываются даже от таких элементарных деталей, как ручки, и это не признак апокалипсиса, а стремление к максимальной эстетической чистоте.

Современные кухни действительно сложное явление, это уже не столько мебель, сколько бытовая техника. Соответственно, ориентироваться в них неспециалисту сложно, и выбирать стоит только при помощи эксперта. С другой стороны, вокруг люксовых кухонь постепенно формируется потребительский культ, как это произошло с дорогими часами и автомобилями. Разбираться в них стало престижно, о кухнях заговорили в гостиных.

Вообще, многое из того, что волнует технологов фабрик, не всегда понятно беззаботному потребителю. Собственно, именно отсутствие забот для последнего и есть сверхзадача первых. Например, самые прогрессивные фабрики постоянно соревнуются в изобретении все более надежных и совершенных способов крепления и подвешивания модулей к стене. Дошло до того, что на тоненьком профиле железно и на века удерживаются целые большие шкафы со всем содержимым. Также на стене теперь может висеть что угодно: духовка, холодильник и т.д.

Капризная мода норовит обесценить достижения в области подвешивания шкафов, просто выведя таковые из обихода. Сомнительно, что это произойдет на 100%, но кухни только с нижним рядом шкафов, без верхних, сейчас весьма актуальны. Глобальные тенденции в мире кухонь сменяются вообще с периодичностью в десятилетия. В последние годы самый масштабный выбор дизайнеры и потребители совершают между модульной системой и "островной".

"Остров", то есть большой горизонтальный блок в центре помещения, куда собственно и установлена кухня со всей оснасткой, - это еще большее торжество не просто минимализма, а уже некоего минималистского космизма. А также торжество стремления к абсолютной герметичности. У некоторых фабрик кухонная начинка "стыдливо" прикрывается в нерабочее время специальными панелями, дабы полностью исключить остановку взгляда на чем-то, кроме идеальной поверхности.

Технические совершенства кухонь со временем популяризируются, из новаций становятся общеупотребимостями. Ноу-хау самых прогрессивных фабрик в модифицированной форме достаточно быстро усваиваются остальными производителями. Как ни странно, эта тенденция облегчает потребителю выбор кухни. Те или иные технические удобства на сегодняшний день присутствуют в каждой кухне, и разные модели разных фабрик одного уровня если не идентичны, то сопоставимы.

Часто потребителю некогда и как-то утомительно совсем уж глубоко погружаться в тайны каждой отдельной кухни, сопоставлять и долго выбирать. Можно на все махнуть рукой и приобрести просто самую красивую, самую свою, наиболее приглянувшуюся. И в данном случае дизайн побеждает технологию. Оптимальному уровню функциональности сегодня соответствует практически каждая кухня из недешевого сектора. И стоит смело выбирать глазами и сердцем, отодвинув расчет на второе место.

Строго говоря, еще полвека назад оформилась тенденция: дизайн - это тоже функция, причем из самых важных. И именно в разделе "кухни" этот тезис планомерно осуществляется. Функция эта коммуникативная и репрезентативная. Дизайном задается самый главный комфорт - визуальный. Дорогая кухня источает какие-то особые флюиды, буквально пахнет высоким уровнем жизни. Искушенный потребитель интуитивно, почти с первого взгляда определяет, качественный перед ним продукт или нет.

Отдельная песня - каменные кухни. Песчаник, гранит, мрамор особых сверхпрочных пород производят неотразимое, как правило, впечатление. Кухни, почти все поверхности которых выполнены из камня, - это и монументальная роскошь, и суровый минимализм одновременно. Технологически такие кухни еще более сложны, чем все остальные, так как камень требует особого подхода и специальных способов создания эргономики. Что, соответственно, сказывается и на цене, и на уровне престижности.

Странно, что дизайнерским кухням еще не посвящен, по нашим сведениям, трактат какого-либо философа-постмодерниста. Поистине, кухни - заслуживающий того объект, он отражает какие-то неявные, но важные ментальные содержания современного человека. Гладь двенадцатислойно лакированной, или алюминиевой, или гранитной поверхности, с которой дизайнерской мыслью сметено все лишнее, возможно, скрывает за собой те еще новые глубины.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

АрхиЁлка-2024: обновили программу! Еще больше возможностей прекрасно провести вечер

С 1 ноября цена изменится. Не упустите возможность приобрести билеты по выгодной цене.

#Новости

Интерьер, вдохновленный путешествиями: квартира в Москве для семьи с детьми

Дизайнеры Юлия Жирнова и Анна Матвеенко (дизайн-студия «Мастерская Комфорта») оформили квартиру для молодой семьи в эклектичном стиле, где в качестве стилистических точек опоры выступают любимые места из путешествий семьи.

#Интерьер #Квартиры #Эклектика #Москва

«Восьмая высотка Москвы»: самобытная архитектура в новом проекте концерна «КРОСТ»

В своем новом проекте, доме «Высотка на Жукова», компания продолжает развивать самобытную премиальную московскую архитектуру, архитектуру подлинной Москвы.

#Новости

Джулио Каппеллини стал амбассадором выставки ARTDOM

​Известный дизайнер, основатель и арт-директор итальянской мебельной компании Cappellini стал амбассадором выставки ARTDOM и примет участие в деловой программе выставки 20-22 февраля 2025 года, при поддержке генеральных партнеров деловой программы компаний «Европейская Сантехника» и FreeDom Interiors.

#Новости