Архитекторы Татьяна и Виталий Дмитренко - супруги и коллеги. В 1990 они окончили Киевский государственный институт декоративно-прикладного искусства им. Бойчука. Позже, в 1997-м, Татьяна получила диплом Академии художеств Украины. В этом же году Виталий Дорохов окончил Киевскую академию искусств (по специальности "архитектура зданий и сооружений"). Архитектор считает, что для нового времени нужен новый стиль. Он говорит, что хотел бы создать интерьер с элементами стиля Палладио, но не исторического, а такого, как его интерпретировали архитекторы в XIX веке. Интерьер будущего должен содержать и некое "переживание" ар нуво. Еще один "слой" этого нового и по определению многослойного стиля - это эстетика космического корабляМастерская архитекторов Виталия Дмитренко, Татьяны Дмитренко и Виталия Дорохова находится в старинном офицерском доме в старой части Киева. Вокруг - сплошь памятники архитектуры. (Совсем рядом, например, Суворовское училище.) Такая среда, безусловно, влияет на ощущение пространства мастерской: пусть оно не выглядит собственно "историческим" - такую задачу архитекторы и не ставили, - зато кажется солидным и явно обладающим собственной интересной историей. Высокие потолки и толстые кирпичные стены, в которых столь эффектно смотрятся дверные проемы, оказались прекрасной "основой" для дальнейшей работы над пространством.
Татьяна Дмитренко рассказала, что, работая над проектом мастерской, они не ставили задачу создать офис. Скорее - архитектурное ателье, гостеприимное и уютное. Отсюда возникли и главные планировочные решения: открытое пространство гостиной и кухни и обособленное - рабочего кабинета и библиотеки. Гостиная кажется еще больше из-за того, что одна из стен целиком закрыта зеркальным полотном. В нем отражаются кожаный диван, демонстрационная плазменная панель и замечательная акустика Sonus Faber, дверь в библиотеку и четырехгранная колонна портала. Что касается колонны, то это несущая конструкция, которую авторы были вынуждены оставить. Но они настолько удачно обыграли ее как часть портала, что кажется, будто она находилась здесь всегда. Классический потолочный бордюр тоже выглядит родным (хотя таковым и не является) - настолько точно он подошел по пропорциям и характеру рисунка.
Белые поверхности изысканно контрастируют с графитово-серой штукатуркой, которая, в свою очередь, является удачным фоном для старинных гравюр. Все эти вещи подлинные. "Мы любим "живые" предметы, отыскиваем их в антикварных магазинах и на блошиных рынках по всей Европе, - рассказывает Татьяна Дмитренко. - Среди них попадаются и раритеты. У нас есть труба, на которой играл один очень известный человек. Есть коллекция антикварных тростей. Среди любимых вещей - ваза от LALIQUE первой трети прошлого века. В Милане, например, есть улица, где каждое последнее воскресенье месяца работает рынок, там можно купить замечательные вещи".
Мебель хозяева выбирали исключительно дизайнерскую, причем все это классика дизайна. Кожаный диван с каркасом из металлических трубок - точная копия дивана по дизайну Ле Корбюзье, круглый столик сделан по дизайну Эйлин Грей, кожаное кресло с основой из гнутой фанеры - по дизайну Чарльза Имса. Торшер - знаменитый светильник Arco по дизайну Акилле Кастильони. Даже в библиотеке-кабинете на комоде стоят мини-копии стульев от известных дизайнеров - например, игрушечное кресло "Барселона" Миса ван дер Роэ. А над комодом висит живописная работа художника Святослава Лебиги "Ирисы", вносящая ноту романтики и тепла в это довольно сдержанное пространство.
Что касается тепла в интерьере мастерской, это отдельная тема. Помимо живых рукотворных вещей вроде гравюр и картин, мебели и ваз, это теплые материалы и фактуры, теплые цвета - как, например, шелковый персидский ковер и яркий абажур в гостиной. Но еще это и… фильмы на демонстрационном мониторе, которые можно смотреть, устроившись на диване с чашечкой чая. Почему? Да потому, что фильмы, которые здесь показывают, тоже теплые и рукотворные - они сняты лично Виталием Дороховым и положены на разную, в соответствии с сюжетом, музыку. Сюжеты, правда, объединяются одной темой - это картины про дома и квартиры, сделанные архитекторами мастерской. (Кстати, один из фильмов Виталия занял в этом году 4-е место на конкурсе непрофессиональных фильмов в Киеве.) В общем, градус тепла получился настолько высоким, что дочь Татьяны и Виталия Дмитренко после школы бежит не домой, а в мастерскую мамы и папы. И друзья туда же подтягиваются.