Понедельник начинается в субботу
Дом без кабинета сегодня не дом, скажет вам любой архитектор. Английское кресло, зеленый абажур, сигары, камин - все, о чем мы мечтали в детстве, почитывая Булгакова и Конан Дойля, - реальность. Но вот вопрос: зачем они нам сейчас?
в галерею
2003 год. Сентябрь. "В Вероне, где встречают нас события", в доме Джульетты (той самой Джульетты!) показывают очередной проект. Посетители поднимаются по лестницам, рассматривают картины и мебель, проходят через столовую и останавливаются в... кабинете. Здесь 4 компьютера в ржавых корпусах на столе-восьминожке. В компьютерах все по-честному, включая почту и Интернет. Не исключено, что веков через 20, когда люди забудут о том, когда был изобретен компьютер, все будут уверены, что этот и есть настоящий, джульеттинский, - так правдоподобно выглядит. Автор проекта архитектор Пуччи Де Росси (Pucci De Rossi) говорит, что состарил его нарочно по двум причинам: "чтобы он соответствовал духу окружения" и "чтобы подойти ближе к шекспировской эпохе, явить дух бархата и мечей, шелест тканей и звон металла, столкновение любви и смерти".
E-mail Джульетты: info@julietclub.com. Пишите. Она ответит...
С тех пор как был взят курс на всеобщее уплотнение у нас и всеобщую функциональность у них (что, впрочем, и у них, и у нас имело одну и ту же причину - нехватку жилой площади), домашние кабинеты практически исчезли. Свои представления о них мы черпали из фильмов и книг. Вот и получилось, что к тому моменту, когда площадей стало побольше, а поборников функциональности - поменьше, кабинеты у нас оказались явлением литературно-кинематографическим. Настоящая ситуация - в зависимости от возраста владельца кабинета - определяется Шерлоком Холмсом и Штирлицем. Будущая - не исключено, что "Детьми шпионов-2".
Русский Шерлок Холмс сделал для английских кабинетов больше, чем Чиппендейл и Макинтош взятые вместе. Ему, и только ему мы обязаны тем, что 90% кабинетов в нашей стране - английские. С чего мы это взяли? Элементарно, Ватсон: хозяева держат в них не только английскую мебель, но также трубки, сигары и даже скрипки. Последние, правда, достаточно редко. Кабинеты в духе "Семнадцати мгновений весны" предпочитает старшее поколение, для которого это - воспоминание о юности.
Рабочий вопрос
По-латыни "кабинет" - studio, по-английски - study, в словаре Даля за 1866 год значится как "комната для уединенных письменных занятий; рабочая". Если вы хотите следовать "духу", а не "букве" кабинета, вам стоит обратить внимание на то, чем он был последние 70 лет. Не считая квартир ответственных работников и профессоров (страшно далеки от народа они и их обитатели), его функции выполняли: а) заваленный книгами обеденный стол, б) такая же заваленная книгами парта, в) полки книг и книжные же шкафы. Слово "книги" здесь - главное. В современной библиотеке кроме книжных полок могут присутствовать также ковер, камин, картины и ноутбук - по вашему желанию. Стиль классикой не ограничен. Образцов для подражания нет, хотя стоит посмотреть кабинеты нобелевских лауреатов.
Мода - явление временное, книги - вечное, поэтому кабинет-библиотека, в отличие от просто кабинета, имеет все предпосылки к тому, чтобы выжить. Аудитория - поклонники книги "Понедельник начинается в субботу", которые предпочитают работать на дому.
"Кабинет - это не тот случай, когда можно наполнять пространство чем-то сугубо декоративным. Кабинет - это в первую очередь библиотека, стол - для работы, кресло или диванчик - для уютной обстановки. Картины. В домашнем кабинете слово "домашний" - приоритетное. Стиль зависит от того, какие ассоциации вызывает у хозяина понятие "кабинет". В данном случае заказчик, очень образованный человек, отдал предпочтение модерну. Мебель мы спроектировали сами. По периметру помещения сложной восьмиугольной формы расположились шкафы для книг, центральное место занял письменный стол. Цветовое решение - спокойное и сдержанное."
Кабинет Зигмунда Фрейда в его последнем доме в Лондоне, куда он переехал после взятия Вены нацистами и прожил до своей смерти в 1939 году. Окружение - самое простое: стол с коллекцией античных и древнеегипетских статуэток (Фрейд использовал археологию как метафору для психоанализа), книги и знаменитая "аналитическая кушетка", привезенная из Вены. На ней отдыхали пациенты, в то время как сам Фрейд, сидя в зеленом кресле, выслушивал их "свободные ассоциации".
И лорда Байрона портрет
Английский стиль - первое, что приходит на ум при упоминании кабинета. Ничего удивительного, это - самое заветное, что у нас было до революции, и самое благородное, что есть сейчас. Иными словами, гремучая смесь комильфо и классики. С таким пиететом относятся к английским кабинетам еще разве что американцы. Возможно, что по сходным причинам. Об английском кабинете известно многое, но еще больше - мифов (между прочим, одно другого не отменяет). Самое подробное описание мы нашли в "Кострах амбиций" у Вулфа: бутафорский камин с медной решеткой, стены в резных панелях красного дерева, мебель шератон-чиппендейл, ковры, кресла с бахромой, далее по списку, который всем давно известен. Кстати, тот же Вулф объяснил причину, по которой так вылядят британские офисы: "Если ты в бизнесе находишься на самом верху, у тебя не должно быть обыкновенной деловой конторы, которая придает человеку вид сменной детали громадного механизма. Нет, надо, чтобы твой офис, похожий на дом аристократа, как бы сам за себя говорил: "Это я, именно я глава, создатель и господин всей огромной организации" (цит. по: Том Вулф. Костры амбиций. "Амфора"). Какие бы цели вы ни преследовали, имеет смысл ознакомиться с оригиналами на Даунинг-стрит.
"Любой мужчина хочет иметь в доме свою собственную территорию, на которую всем остальным без его разрешения доступ был бы закрыт. Чтобы было понятно, что это территория сильного человека. Думаю, классика для этой цели - самый подходящий и достойный стиль."
Офис Невилла Чемберлена, в тот момент министра иностранных дел Великобритании (позднее, в 1937-1940 годах, британского премьер-министра, прославившегося преимущественно Мюнхенским соглашением и политикой умиротворения фашистских держав). Кабинет находится в Департаменте иностранных дел и содружества в Уайтхолле, Вестминстер. Его оформление выполнено в классическом стиле сэром Джорджем Гилбертом Скоттом (Sir George Gilbert Scott).
Так называемая "Палата принца". Используется скорее как гардеробная, чем как кабинет, поскольку здесь король (или королева) надевает мантию перед входом в палату лордов. Средний отсек стены занимают 28 портретов Тюдоров, под ними - 12 бронзовых барельефов с сюжетамарем. Некоторые считают, что подобная непрактичность со временем будет наказана: кабинеты-фикции выйдут из моды так же, как дворянские постперестроечные собрания. И зря: дома нынче модно не работать, а не работать приятнее всего именно в кабинете.
"Кабинет - это место для отдыха и для работы, одно из лучших в доме. Мне кажется важным создать здесь динамичную обстановку за счет сильных контрастов: между теплым и холодным, черным и белым. Но самое главное в кабинете, на мой взгляд, интеллектуальная атмосфера, построенная не столько на декоративных элементах, сколько на хорошем подборе картин, скульптур и книг. "
"Как только появляется дополнительная площадь в доме или квартире, первое, что делают, - это кабинет, и только потом еще одну спальню и все прочее. Кабинет воспринимается как символ статуса. Это своего рода манифест, которым вы говорите: "Я могу себе это позволить". Как автомобиль: не просто чтобы ездил, а дорогой и красивый. Наверное, поэтому они такие театральные: люди и не думают здесь работать. С точки зрения функций это - комната уединения главы семьи и одновременно гостевая спальня. Поэтому сюда, как правило, ставят диван."
Кабинет-библиотека в замке газетного магната УильЯма Рэндольфа Херста Hearst Castle (America's Castle) в Калифорнии. Замок известен огромными размерами (165 комнат, 127 акров садов, террас, бассейнов и дорожек) и тем, что на его строительство ушло 28 лет (1919-1947). Библиотека под стать дому - в ней 4000 наименований книг и редчайшая коллекция античных древностей.