Post Design - история c продолжением

Галерея Post Design, с успехом продолжающая традиции известных галерей мира. Представляемые ею работы отвечают высоким требованиям авангарда культуры

Дата публикации: 01.07.2001

Текст: Александра Шапиро

Журнал: N9 (43) 2000

Эпиграфом к рассказу о галерее Post Design могут послужить слова дизайнеров Мартины Бедин и Петра Сиераковски, представивших в ней в нынешнем году свою коллекцию: "После всех этих лет мы думали о создании нескольких объектов, ждали, пока они не обретут особенное тело и душу, отражающую наши мысли через всю свою эволюцию" Итак, Италия, Милан - одна из столиц мирового дизайна, галерея Post Design. В отличие от знаменитых, "заслуженных" галерей и ателье, о которых мы писали раньше, Post Design, основанная в 1997 году, совсем еще молода. Но ее кажущаяся на первый взгляд короткой история, на самом деле - большая, интересная и с продолжением.

Для начала - в качестве пролога - вернемся в Милан середины семидесятых годов и припомним несколько основополагающих дат.
В 1976 году современный "классик" Алессандро Мендини формирует здесь одно из первых объединений радикального дизайна "Мастерские алхимии", проповедующее превращение самых обыкновенных вещей в предметы высокого искусства посредством "магии" художника.

В 1979 году в эту группу приходит еще одна величина мирового масштаба - Этторе Соттсасс, и через два года покидает ее, чтобы заявить о создании собственного международного объединения под названием "Мемфис".
Неожиданные эксперименты с формами и цветом мебели, создающие совершенно иную эстетику восприятия, сделали участие Соттсасса со товарищи (Андреа Бранци, Микеле де Лукки, Маттео Тун) в Миланской мебельной выставке 1981 года поистине триумфальным. Работы "мемфисцев" настолько соответствовали высоким запросам авангарда культуры, что творческое объединение постепенно приобрело и статус выгодного коммерческого предприятия. Лондонская выставка Memphis Milano in London в элитном музее Victoria and Albert, роскошные апартаменты Карла Лагерфельда в Монте-Карло, обставленные эсклюзивными предметами от "Соттсасс и Ко" - все это создавало культ "Мемфиса", приравнивая уровень объединения к высокому стилю в дизайне, и соответственно, регулировало ценовую политику.

Пятнадцать лет спустя Альберто Бьянчи Альбрици приобретает компанию Memphis и основывает торговую марку Post Design, под эгидой которой в 1997 году и открывается одноименная галерея.
Ее дебютом стала большая выставка под названием Cosa fanno quelli di Memphis? ("Что они сделали из "Мемфиса"?), не без юмора предугадавшим многочисленные вопросы публики и критики: чем закончится эта затея? Тем не менее, Post Dеsign испытание выдержала, и из довольно рискованного эксперимента с известным именем "Мемфис" это начинание превратилось в широкомасштабный, быстро приобретающий популярность проект.
В лучших традициях старых, "заслуженных" галерей Альберто Бьянчи Альбрици сотрудничает не только с именитыми маэстро (Этторе Соттсасс, серия Lo specchio di Saffo, 1998 г., Марко Занини - Argenti, 1999 г.), но и организовывает выставки коллекций молодых дизайнеров, открывая новые таланты.

Так в 1999 году в галерее в рамках Миланского мебельного салона прошла выставка-акция, представляющая работы студентов курса индустриального дизайна лондонского Королевского колледжа искусств. По словам Рона Арада, руководителя и идейного вдохновителя курса, "выставка должна была сыграть роль своеобразного теста на оригинальность и возможное разнообразие предметов домашней обстановки". Сами авторы назвали свою коллекцию Home alone ("Домашнее одиночество"), выдвинув целый ряд тезисов:

" - Home alone пытается передать стиль жизни Лондона во всей его многогранности;

- Home alone рассказывает об одиночестве и обособленности человека в современном гиперактивном городе;

- Home alone отражает всю гамму эмоций и ассоциаций, возникающих во время пребывания человека дома: от наслаждения уютом и безопасностью до страха одиночества;

- Home alone изучает поведение людей - с целью установить связь между реальной жизнью и дизайном".

Что же, напрашивается мысль о преемственности поколений, особенно если вспомнить первые шаги "Мемфиса". Его проекты несколько шокировали мир, который в те времена был еще не готов к способу выражения иронии, образов, экспрессии, работы ума методами дизайна. Для Соттсасса и его последователей старая концепция "формы, подчиняющейся функциональности" имела меньше значения, чем способ донесения до человека целого ряда интеллектуальных посланий. Думается, что вследствие этого Home alone стала признанием огромного значения наследия старших коллег: без них не произошло бы "прорыва" энергии, продвигающей новый дизайн и возводящий его на более высокие уровни развития.
Иными словами, уже давно узнаваемые дизайнерские приемы, используемые некогда "Мемфисом" - примитивные голые лампочки, синтетические поверхности, антропоморфизм и метафоричность - переложены на современный язык мира высоких технологий.

Пожалуй, при всем разнообразии стилей и творческой манеры экспонентов галереи, существует нечто, объединяющее их в единое направление дизайна конца девяностых, обозначить которое можно было бы как "поиск видения современного пейзажа".

(Слово "пейзаж" в данном случае призвано обозначать объективную реальность, воспринимаемую дизайнером сквозь призму своих ассоциаций). Например, француз Пьер Шарпа в предисловии к серии мебели Mobili (Post Design, 1998 г.) писал: "Я пробовал размышлять на тему существования модернистских элементов в гипотетических, абстрактных пейзажах.
Я нахожу более интересной взаимную артикуляцию вещей, нежели их индивидуальный рисунок, взятый в отдельности".

Для американского же архитектора и дизайнера Джоанны Граундер (серии Fractals, 1999 г. и Lighting Manangement, 1997 г.) пресловутый пейзаж вполне конкретен: родившаяся в Сан-Диего, в своих произведениях - мебели-светильниках или светильниках-объектах - она "воплощает" огромные сети автострад, реки движущихся ночных огней, неон и пластик индустриальных технологий.
Этторе Соттсасс, посвятивший Граундер целую статью, охарактеризовал это следующим образом: "Видение Джоанны заключается в том, что ее дизайн создан специальным искусственным светом, спроектирован и приумножен бесчисленными вариациями отражений, произведенными материалами - продуктами новых, наступающих технологий. Это метафора того, как неуловимо существование в современном мире, как нечетки границы определений, и как суждение должно предвидеть постоянное волнение и сомнение".

В апреле в галерее Post Design прошла авторская выставка мебели и светильников маэстро Соттсасса Mobili Lunghi. "Мемфис" - Post Design: история продолжается.
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

АрхиЁлка-2024: обновили программу! Еще больше возможностей прекрасно провести вечер

С 1 ноября цена изменится. Не упустите возможность приобрести билеты по выгодной цене.

#Новости

Джулио Каппеллини стал амбассадором выставки ARTDOM

​Известный дизайнер, основатель и арт-директор итальянской мебельной компании Cappellini стал амбассадором выставки ARTDOM и примет участие в деловой программе выставки 20-22 февраля 2025 года, при поддержке генеральных партнеров деловой программы компаний «Европейская Сантехника» и FreeDom Interiors.

#Новости

Ковры в интерьер: 6 новинок

Японский софт-минимализм и итальянский авангард, ресайкл и шерсть с бамбуком. А также многое другое в нашей подборке по сезону!

#Где купить

Офис для интроверта: необычное решение от британского стартапа

Проект Kabin создавался для новых, гибридных офисных пространств.

#Новости