Привратности
Прихожие: многообразие видов
в галерею
Прихожая как холл - это прихожая на полную катушку и полноценная в правах. В частности, у холла есть право на оригинальную, заслуженно свою обстановку. Минимум - консоль с зеркалом. Максимум - это когда все почти как в гостиной: и кресла с диванами, и журнальный столик, и люстра какая-нибудь выдающаяся. Парадность - отличительное качество таких полноформатных прихожих, поэтому отделка не должна отличаться скромностью. Как и освещение, которым прихожую не стоит обижать, особенно если в ней нет окон. Хотя последние чрезвычайно органично смотрятся в полноценном холле. Если речь о доме, а не о квартире, то остекленная входная дверь - прекрасная европейская традиция.
Тот самый церемонный промежуток между входной дверью и покоями может называться по-разному, и названия эти невзаимозаменяемые. Прихожая, передняя, холл, лобби, сени, коридор - понятия сходные, но различные. Это варианты того, что мы все же будем называть прихожими, потому что все дело здесь в приставке при-. Сколько типов жилья существует, столько и конфигураций этой при-. Парадокс в том, что даже если прихожей нет, то она все равно есть. Бывает же так, что гостиная начинается сразу за входной дверью, но в таком случае прихожей становится придверная часть такой гостиной - место, чтобы потоптаться у входа, сбросить вещи и оглядеться. Это и есть прихожая, пусть не де-юре, а де-факто, но даже в экстремально незонированных лофтах всегда есть некая приставка при-.
Прихожая как коридор - это дань современному жилформату. Коридорность заключается в том, что такая прихожая куда-то ведет, попутно удовлетворяя потребности входящего. Это, собственно, межкомнатное пространство с гардеробными функциями. Логичны здесь вешалка, консоль для мелочей, зонтница, скамеечка и т.д. Соответственно, дизайн может быть сугубо функциональный, на общие темы. Но дизайнеры стараются придумывать фоновые и как бы между делом изюминки, в качестве которых используются игривые аксессуары, огромные зеркала, классическая живопись или даже скульптура.
Современный дизайнерский подход подразумевает особое внимание к тому, что не в центре внимания, к побочному и служебному. Актуально аппендикс превращать в бонус, и, стало быть, прихожая - самое место для неуместного украшательства и концептуальных игр. Просто прихожая - это несобытийно. Прихожие встречаются эгегей и ойойой какие, поэтому фантазии здесь приветствуются самые сумасбродные: и гулкие цвета, и странные предметы, и антикварная мебель (как, впрочем, и замороченная дизайнерская). Творческий беспорядок именно в прихожей - вполне себе креативный ход. В данном случае не театр с вешалки начинается, а с вешалки театр - модное интерьерное лицедейство.
Прихожие. Хронология
Древний аналог современной прихожей - это пространство между внешним миром и жилыми помещениями. Первые известные истории прецеденты такого предисловия к жилищу появились в странах теплых. В Месопотамии в 4-м тыс. до н. э. функцию прихожей выполнял крытый двор, вокруг которого были расположены комнаты глинобитного дома. Так же и в Древней Греции, правда, уже пару тысячелетий спустя. В качестве прихожей здесь служили пропилеи, то есть колонные портики, примыкавшие к домам. Там эллины встречали гостей и принимали посетителей не заходя в дом и одновременно не оставаясь на улице. Во дворец царя Микен Агамемнона войти можно было, минуя пять таких террас-прихожих, расположенных одна выше другой. Только потом гость попадал в украшенный фресками и барельефами приемный зал - мегарон. В Древнем Риме у прихожей тоже не было крыши. Римляне, кстати, это ограниченное колоннами пространство перед входом в богатые покои называли вестибюлем. В средневековой Западной Европе и с климатом, и с радостями жизни было чуть хуже, поэтому первые европейские прихожие были суровы, их функцию выполняли караульные комнаты перед покоями феодала. Чуть позже, в XII - XIII вв., в богатых домах Западной Европы стали устраивать декорированный коврами холл, который находился перед парадным залом и был связан с другими помещениями. Его обстановку составляли широкие скамьи и стоячие светильники. Подобный лаконизм царил в убранстве входных залов даже в пышных интерьерах эпохи барокко и рококо. Более душевно декорировать прихожие стали лишь в XIX в., по мере того как стало усложняться само пространство дома.
Архитектор
"Это все-таки не жилое пространство, это вестибюль, который мы делали как что-то среднее между общественным помещением и домашней прихожей. Дизайн мы разрабатывали по мотивам ар деко - "стиля миллионеров" - так его сейчас называют. Соответственно, использовали классические цвета роскоши: золото, черный и белый. И, прежде всего, хотели вызвать у посетителей чувство, что они вошли в необычное пространство".
Архитектор
о прихожих с перспективой:
"Прихожая у нас получилась узкая, поэтому мы решили ее зрительно увеличить за счет длины. Прихожая выходит в холл и объединяется с ним общим полом в шахматную клетку. Эти клетки визуально удлиняют пространство, создают особую перспективу".
Архитектор
о прихожих городских и загородных:
"Прихожая - это предисловие квартиры, которое говорит человеку о том, в какую систему координат он попал. Сильно отличаются функции прихожей в большом загородном доме и в городской квартире. В городе человек сначала попадает в подъезд, на лестничную клетку, в лифт, и это уже определенная подготовка к входу в жилую зону. Заходя в загородный дом, посетитель сразу попадает собственно в жилое пространство, поэтому здесь прихожая должна и функцию подъезда выполнять. Это более техническое пространство, чем прихожая в квартире, поэтому именно в доме имеет смысл разделение прихожей и холла".
Архитектор
о нетривиальных прихожих:
"Это дом в английском, викторианском стиле, а в таких домах традиционно присутствовали помещения, оформленные в этническом колониальном стиле. В данном случае мы оформили прихожую в китайском ключе, со всеми узнаваемыми элементами. Яркий терракотовый цвет стен на самом деле всегда был принят в традиционных викторианских интерьерах, а в наши дни выглядит экстравагантно. Я считаю, что в прихожей, помимо сугубо функциональных удобств, должна заключаться некая особая идея, создающая настроение и атмосферу, должен быть нетривиальный акцент".