Равновесие интерьеров
квартира общей площадью 170 м2 Алексей Розенберг
в галерею
В отличие от многих архитекторов, вынужденных изменять уже сложившиеся планировки квартир, Алексей Розенберг получил как исходную данность 170 квадратных метров абсолютной пустоты, ограниченной лишь стенами по периметру квартиры, - пространство, не обремененное перегородками.
Итак, какие же cвойства материка были использованы архитектором в качестве пространственной доктрины и насколько убедительно их применение?
Первое, что обращает на себя внимание, это целостность интерьера, как пространственная, так и стилистическая.
Богатый рельеф, решенный с учетом "скульптурного" отношения к предмету и плоскости, включает в себя вдавленные объемы, энергичные контррельефы, придающие "квартирному пейзажу" разнообразие и изменчивость.
Планировка организована таким образом, что допускает круговое движение по квартире, навевающее ассоциации с древними шествиями, посвященными движению Солнца. Две ступеньки ведут на подиум гостиной, как на сцену домашнего театра. Подъемы и спуски привносят в интерьер элемент новизны и игры. Коридор как способ сообщения между помещениями ликвидирован, его заменили сквозные проемы, позволяющие передвигаться в любом направлении без ограничений и остановок. Может быть, это и есть отличительный признак грядущего свободного мира, где внутренние границы между странами будут служить лишь условным делением на культурные и исторические зоны.
Насколько открыта зрителю Европа, эта "всемирная гостиная", настолько же скромен и спрятан от посторонних взглядов азиатский дом.
И спальня, и детская, и кабинет, отгородившиеся массивной перегородкой, отличаются умеренным достоинством и восточной замкнутостью.
В этой квартире само архитектурное пространство как-то незаметно превращается в мебель: ниша становится книжным шкафом, арка скрывает диван, а количество временно поставленных вещей сведено к минимуму. Но с другой стороны, такие вещи как книжные шкафы, полки и тумбочки из разряда подвижных деталей меблировки переходят в разряд архитектурных элементов, обретая определенную значимость.
Обращает на себя внимание и "партитура" освещения этой квартиры. Оно условно делится на дневную декоративную подсветку и вечернюю, изначально не рассчитанную на сочетание с дневным светом.
Один из авторских приемов Алексея Розенберга - перегородки не доходят до потолка, образуя небольшие проемы для свободного перетекания света и воздуха, своего рода "пространственного сквозняка".
Итак, безликая контурная карта пустого пространства заполнилась реальным содержанием и обрела самостоятельную жизнь. Конечно, этот интерьер находится в развитии, он еще обретет декоративные акценты и новые выразительные детали. Но пока индивидуальность хозяев не наложилась на замысел архитектора, мы смогли увидеть первоначальную фазу творческой целостности и вспомнить изрядно подзабытые уроки географии, неожиданно возвратившиеся к нам в новом ракурсе - во взрослой повседневности.