Разговор на равных
квартира общей площадью 164 м2 Елена Кочеткова, Мария Васильева
в галерею
Мы часто говорим о сотворчестве архитектора и хозяина дома, заказчика. Плоды самой смелой художнической мысли останутся невостребованным, если люди, населяющие новый интерьер, не подойдут творчески к его обживанию, не наполнят его дорогими им самим предметами, не доведут до конца намеченное профессионалом. Однако в данном случае идея сотворчества проникла гораздо глубже. На протяжении всей работы хозяева обдумывали каждое частное решение, примеряли к себе, своему образу жизни и своим эстетическим склонностям.
Случалось - спорили с архитектором, даже требовали переделать заново, как это произошло с убранством ванной комнаты.
Но, с другой стороны, именно архитектор способен предложить будущим хозяевам те альтернативы, из которых они изберут единственно устраивающее их решение. Скажем, кухня, выполненная в светлых тонах и теряющаяся на фоне светлой же обстановки общей комнаты, - или, как это сделано в данном случае, выразительная графика черных плоскостей, создающая необходимое цветовое равновесие.
В гостиной бросается в глаза необычной формы кухонный шкаф, со стороны кухни дополненный полукруглым столиком. Практическая универсальность сочетается в этой конструкции с экспрессивным внешним оформлением. Поиск таких решений ведется автором интерьера последовательно, ведь современный дизайн - это не в последнюю очередь выразительность и динамичность облика.
Отсюда и рельеф потолка, и неожиданная трапециевидная форма общей комнаты, и изобилие подиумов самых различных конструкций, которые возводятся подчас в совершенно неожиданных местах. То деревянные или мраморные ступеньки поднимают кухню относительно столовой или гостиной, то по узенькой лесенке вы спускаетесь в зеркальный коридорчик, словно оказываясь за кулисами сцены. И дальше - словно все тот же театральный мир гримерных, костюмерных - спальня, детская, ванная с неизменным подиумом.
Другая особенность интерьера - использование "вложенных" друг в друга отдельных пространств. Иногда это делается "с дальним прицелом". Скажем, комната, оборудованная для старшего сына, судя по ее местоположению относительно других помещений, со временем может стать кабинетом хозяина дома. Общая комната разделена на зоны, тяготеющие к обособленности и своей собственной внутренней логике.
В одной размещена как бы столовая, обозначенная большим обеденным столом. В другом уголке "трапеции" имеется что-то вроде маленькой библиотечки, где хозяин может на небольшое время уединиться с гостем для важной или просто интересной дружеской беседы. И наконец, осевая линия, выделяемая двумя декоративными колоннами и третьей - уже аудио- и видеоколонкой. Здесь в мягких диванах и креслах - область гостевая, приемная. Свобода планировки, функциональная продуманность, стильная и в то же время практически лишенная всякой парадности мебель - все это делает актуальным не русский термин "гостиная", а англоязычное понятие "living-room", или "жилая комната".
Декоративному наполнению интерьера здесь придается большое значение. Многое зависит от вкуса и художественного такта хозяев, но и рекомендации архитектора сыграли не последнюю роль. Вот, например, холл: два кресла, журнальный столик с подсвечником, на стене - импрессионистское полотно в фиолетовых тонах.
Картина настолько вписывается в интерьер, что в какой-то момент кажется, будто это магическое зеркало, в котором обыденная обстановка обретает новый смысл и значение. Одним словом, творцу интерьера надо лишь заложить основы. А дальше все пойдет по традиции: семейные покупки любимых вещиц, поездки, путешествия, от которых в доме останутся разные, маленькие и не очень, безделушки, напоминающие о том, что вот были в Каире, Париже, Мадриде, Новгороде, Ярославле...
Интерьер Елены Кочетковой (а может быть, стоит добавить к авторам и нынешних хозяев?) отнюдь не выдержан в каком-то едином стиле. Но и эклектичным его не назовешь - настолько здесь все подчинено единой задаче. А то, что задача эта не формулируется на языке исторических стилей и футуристических мечтаний - так это потому, вероятно, что ее решение тут, в настоящем. И для того, чтобы найти его, мало фантазии, таланта и профессиональной эрудиции. Необходим... нет, не просто диалог архитектора с заказчиком. Необходим их разговор на равных.